27 октября 2021, 19:42

Киберпочта по-карельски: лишь бы хуже не было

Кажется, что «Почта России» – самая загадочная организация, в которой мистическим образом слилось прошлое и настоящее

Текст и фото: Алина Гапеева

Дешево и сердито

С недавнего времени отделения «Почты России» Пряжинского района стали закрываться. Они оказались нерентабельными: не приносят дохода, а следовательно, невыгодны для компании. На дверях многих зданий отделений связи повесили замки. Видимо, это был единственный выход из сложившейся ситуации, по крайней мере, на это жалуются жители многих регионов России. Однако такая экономия денег государственным почтовым предприятием прямиком отражается на людях, то есть на нас с вами.

Сейчас в Пряжинском районе по определенным дням по деревням и селам колесит небольшой микроавтобус, который и обслуживает население. Например, жители Крошнозера, Соддера, Колатсельги вынуждены пользоваться услугами именно такой «полевой почты».

 

Основное население в сельской местности – это пенсионеры. Само собой разумеется, пожилым людям не так-то просто постигнуть новые способы оплаты счетов через телефон или компьютер, поэтому они стараются воспользоваться услугами почты непосредственно у оператора.

"Куда деваться? – сетуют жители Колатсельги. – У нас давно почта не работает. По средам и пятницам к нам приезжает передвижной пункт. Мы в назначенное время поджидаем его на остановке или в магазине. Это в летнее время еще ничего: стой себе, греясь на солнышке, лишь бы комары да мухи не донимали, а сейчас, осенью, погода особенно переменчива: то солнце, то дождь. Того и гляди снег пойдет да ветра задуют. Про зиму мы уж и не говорим…"

Почти схожая ситуация сложилась в Крошнозере. В ожидании заветного авто крошнозерцы вынуждены прятаться от непогоды под козырьком у почты. Они привыкли к старенькому зданию, на котором словно бы в насмешку есть приписка «Киберпочта». Машина в основном приезжает вовремя. Но иногда график работы «почты на колесиках» могут нарушить погодные условия. Всем известна проблема, когда от обильных снегопадов или весенней распутицы по дорогам ни проехать ни пройти. В таком случае опоздание микроавтобуса гарантированно. Ко всему прочему, любой технике свойственно ломаться (плюнем три раза через левое плечо, чтобы не сглазить).

Почти акробатические способности

Для того чтобы купить газетку, оплатить коммунальные услуги, отправить посылку в передвижном пункте «Почты России», клиентам необходимо обладать спокойствием, силой духа и умением проявлять чудеса ловкости.

Далеко за примером ходить не надо. Крошнозеро, картина маслом: дверь машины широко открыта. Невысокого роста пенсионерка, встав на цыпочки, еле дотягивается до руки оператора, чтобы взять сдачу.

У подножки машины стоит стульчик, заменяющий ступеньку перед входом. Но на эту шаткую подставку люди стараются не ступать, ведь не каждый может прыгать, как молодая лань, на подножку и обратно. Впридачу к этому доступному комфорту есть ржавое крыльцо отделения почтовой связи (массивное железное сооружение, по которому можно прокатить коляску), которое находится в шаговой доступности. На нем можно разложить только что купленные газеты и поставить авоську, лишь вдруг спину не заклинило…

 

Почта один-два раза в неделю – это, конечно, современно, но что делать тем, кому необходимо срочно отправить заказное письмо или бандероль, при условии, что ближайшие дней пять почтовая машина в деревне не появится? Правильно: добираться до ближайшего крупного отделения! Скажем, в Эссойлу.

К счастью, в поселке Эссойла почтовое отделение работает четыре дня в неделю. До того как почта начнет обслуживать посетителей, у крыльца начинают скапливаться пенсионеры, желающие оплатить счета за коммунальные услуги. Стоит напомнить, что в условиях пандемии в помещении могут находиться только два человека – остальные ждут на улице. Ожидание в очереди может затянуться на один-два часа. Людям преклонного возраста приходится трудно: все время на ногах – ни присесть, ни уйти. Зато если вам все же удалось достигнуть цели, то ваши чувства будут сравнимы с эмоциями победителей: «Вы сделали это!»

Проверка на прочность

Удивительно, но при такой организации труда люди единодушно отмечают внимание, доброжелательность и добросовестное отношение к работе сотрудников почты. А им ведь тоже приходится нелегко. Почтовые начальники, когда закрывали нерентабельные государственные отделения, не очень думали, в каких условиях будут трудиться их работники. В холодное время года, чтобы отработать положенные часы, почтовикам приходится одеваться, как в загадке про капусту «сто одежек и все без застежек».

Можно заметить, что в небольших почтовых микроавтобусах не предусмотрены туалеты. Остается только догадываться, каким способом почтовым работникам удается быть все время на посту, не покидая «по необходимости» рабочее место.

Закрытие отделений почтовой связи автоматически лишило почтальонов рабочего места. Для того чтобы разложить квитанции, газеты, письма и пенсии, почтальоны вынуждены как-то приспосабливаться.

– Заставить бы руководителей почты поработать в таких условиях, в каких трудятся наши девочки! – говорят жители сел и деревень в поддержку почтовиков. – За мизерную зарплату им приходится терпеть неудобства. Это просто издевательство над людьми!

 

Так и живем. Почему-то все чаще люди произносят слово «привыкнем». Жаль только, что привыкаем мы все больше к неудобствам, чем к нормальным условиям, к комфорту: «И так сойдет, лишь бы хуже не было».

Р.S. В отделении почтовой связи в поселке Пряжа нет ни одного местного почтальона. Обслуживающий персонал приезжает из Петрозаводска. А объявление о вакансии на должность почтальона ОПС поселка Пряжа, размещенное 30 сентября в группе «ВКонтакте», остается пока без внимания. Заработная плата – 28000 рублей на руки – не привлекла тех, кто ищет работу.