22 октября 2021, 20:37

Для изобличения экс-министра Карелии использовали секретное вещество

В суде выясняли, почему руки Алексея Кайдалова оказались чисты

Текст и фото: Антонина Кябелева

21 октября в Петрозаводском городском суде продолжилось рассмотрение уголовного дела о взяточничестве, которое было возбуждено в 2020 году в отношении экс-министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Карелии Алексея Кайдалова. Очередное судебное заседание к картине самого преступления добавило немного, зато серьезно расширило кругозор относительно работы оперативников с засекреченными веществами. 

Допрос специалиста карельского УФСБ Михаила Сверликова, который раскрыл некоторые детали того, как собирались доказательства передачи взятки Кайдалову, длился несколько часов. Сверликов был допрошен не в качестве свидетеля, а в качестве специалиста. По этой причине вопросы к нему ограничивались его профессиональными обязанностями и познаниями.

Сверликова допрашивали долго и очень подробно. Именно он наносил на поверхности секретное вещество «Тушь-7» и уже после задержания Алексея Кайдалова и заместителя гендиректора по строительству петрозаводского аэропорта Игоря Волчека обрабатывал специальным аэрозолем руки задержанных и денежные купюры в поисках специфического зеленоватого свечения.

Кайдалов и Волчек были задержаны 6 февраля 2020 года в кафе торгово-развлекательного комплекса «Тетрис». По версии следствия, взятку в размере 350 тысяч рублей Волчек передал Кайдалову в туалете торгового центра.

Оперативно-технические мероприятия начались 4 февраля в гостиничном номере, где должен был остановиться руководитель строительной компании "Петроград" Сергей Фурцев.

«Наше подразделение является уполномоченным подразделением, которое проводит именно это мероприятие в части нанесения криминалистической метки «Тушь». Больше в регионе никто этим не занимается»,

- сказал Сверликов.

По версии следствия, именно Фурцев передал деньги Волчеку, а тот поделился с Кайдаловым. 

Судя по показаниям специалиста, препарат «Тушь-7», химический состав которого засекречен, относится к люминесцирующим соединениям. Правда, эффект свечения вызывается с помощью обработки предметов, на которые попал препарат, специальным проявителем. Состав проявителя, который используется в виде аэрозоля, тоже засекречен. У него нет даже специального названия. «Проявителя тоже нет ни у кого, кроме как у нас», - заметил сотрудник УФСБ. После нанесения препарата «Тушь-7» на поверхность его невозможно увидеть или распознать по запаху без специальной обработки.

В гостиничном номере препаратом «Тушь-7» были обработаны ручки дверей, выключатели и пульт от телевизора. И гособвинителя Юлию Железову, и адвоката подсудимого Светлану Радзевичус интересовало, как долго держится «Тушь-7» на поверхностях, как это вещество можно удалить, как оно ведет себя при разных условиях окружающей среды. Как объяснил Сверликов, у него нет специальной документации, где бы четко разъяснялось, как ведет себя препарат в разных условиях. Существует единственное предостережение, что «Тушь-7» «боится» прямых солнечных лучей.

 

Сотрудник УФСБ поделился личным опытом.

По его словам, препарат смывается с рук, если их тщательно мыть в течение двух дней. С одежды «Тушь-7» можно удалить после двукратной химический чистки.

Существуют специальные препараты, которые удаляют «Тушь-7», но в распоряжении карельского УФСБ их нет.

6 февраля 2020 года Михаила Сверликова вызвали в торговый центр «Тетрис», чтобы обнаружить следы препарата «Тушь-7». Сам процесс задержания Кайдалова и Волчека он не помнит. Специалист УФСБ нанес аэрозоль на уже разложенные следователем денежные купюры и руки задержанных. По его словам, специфическое свечение появилось на руках Волчека и на денежных знаках. «Причем не на всех», - добавил Сверликов. На руках Алексея Кайдалова следов специального средства обнаружить не удалось.

Тот факт, что руки подсудимого оказались чисты, вызвало множество вопросов со стороны защиты. Сверликов не раз говорил о том, что препарат «Тушь-7» обладает высокой степенью контактности, то есть хорошо передается при соприкосновении с ним. На видеозаписи зафиксировано, что при встрече в кафе Кайдалов и Волчек пожали друг другу руки. Насколько стало понятно из допроса, деньги в сумме 350 тысяч рублей были изначально завернуты в бумагу. Предположим, подсудимый избежал прямого соприкосновения с деньгами. Но почему «Тушь-7» не попала на руку Кайдалова после рукопожатия, осталось непонятно. Если даже представить, что в туалете подсудимый тщательно вымыл руки, этого было явно недостаточно, чтобы уничтожить следы.  

 

Специалист УФСБ не смог объяснить, почему у подсудимого оказались чистые руки без следов спецсредства. Он не смог найти объяснение и тому, почему ему удалось обнаружить специфическое свечение не на всех 70 денежных купюрах достоинством в 5 тысяч рублей, а последующая экспертиза выявила следы на каждой из этих купюр.   

«Препарат «Тушь-7» в республике не распространен. Проводя мероприятия, мы все отходы уничтожаем, утилизируем… Препарат уникальный»,

- сказал специалист УФСБ.

По его мнению, на руки Волчека и денежные купюры вещество «Тушь-7» могло попасть только с поверхностей обработанного гостиничного номера. Сверликов рассказал, что «Тушь-7» применяется в Карелии с 2014 года не чаще трех раз в год.  

Во время судебного заседания было зафиксировано, что подписи Михаила Сверликова нет ни в протоколе обследования гостиничного номера, ни в акте осмотра и обработки предметов личной обстановки. Хотя он был указан в качестве лица, участвовавшего в этих мероприятиях. Специалист УФСБ сказал, что не помнит, как такое произошло.    

Следующее судебное заседание намечено на 28 октября.