04 декабря 2023, 17:52

Будущее транспортной реформы в Петрозаводске повисло в воздухе

В суде выяснилось, как в администрации поступали с жалобами на работу общественного транспорта

Текст и фото: Антонина Кябелева

4 декабря Верховный суд Карелии рассмотрел апелляционные жалобы на решение Петрозаводского городского суда, который отменил постановление петрозаводской администрации, утвердившее документ планирования регулярных пассажирских перевозок. На отмене этого документа настаивали шесть транспортных компаний – ООО «Автосити», ООО «АТП-2», ООО «АТП-3», ООО «АТП-4 Тосноавто», ООО «АТП» и ООО «Транспортная компания», которые работали и продолжают работать на автобусных маршрутах карельской столицы.

Фактически речь идет о будущем транспортной реформы, которую затеяли в Петрозаводске. Именно документ планирования пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам подразумевает постепенное вытеснение «старых» перевозчиков с городских маршрутов. Так, во втором квартале 2023 года, согласно этому документу, изменен вид перевозок по маршрутам № 5, 14 и 29 с нерегулируемых на регулируемые, а с 2024 года аналогичные изменения должны коснуться маршрутов № 2, 10, 17, 19, 21, 22, 27. Также с 2024 года планируется отменить маршруты № 8 и 12.

Разница между регулируемыми и нерегулируемыми перевозками заключается в том, что при регулируемых перевозках мэрия оплачивает компании услуги по перевозке пассажиров, оговаривая в контракте техническое состояние автобусов, количество рейсов, цену на проезд. При этом компания получает заранее утвержденную сумму, а плата за проезд поступает в городскую администрацию. Нерегулируемый вид перевозок заключается в том, что компания на свой финансовый страх и риск берет обязательства по обслуживанию автобусных маршрутов, покрывая свои расходы за счет платы пассажиров.   

Именно принятие документа планирования пассажирских перевозок позволило администрации Петрозаводска заключить до 31 декабря 2023 года контракт с компанией ООО «Транс-Балт», которая в настоящий момент осуществляет перевозку пассажиров по маршрутам № 5, 14 и 29.

Присутствие ООО «Транс-Балт» в карельской столице легко заметить по ярким вместительным автобусам, которые с 19 июня 2023 года вышли на три городских маршрута.

 

Частные автоперевозчики настаивали на том, что с ними никто не согласовывал изменение маршрутов, а их свидетельства на пассажирские перевозки действительны до августа 2026 года.

Интересно, что прокурор Петрозаводска на этапе рассмотрения дела в городском суде считал, что постановление администрации подлежит отмене. Однако в дополнении к апелляционному представлению позиция прокуратуры изменилась на прямо противоположную. Теперь прокуратура просит отменить решение Петрозаводского городского суда и отказать истцам, так как, считают в надзорном ведомстве, постановление мэрии Петрозаводска все-таки соответствует действующему законодательству.

Полностью изменилась позиция и у карельского бизнес-омбудсмена Елены Гнетовой, которая первоначально поддержала жалобу частных автоперевозчиков и тоже считала постановление петрозаводской администрации незаконным. В Верховный суд РК Гнетова направила ходатайство с просьбой не учитывать ее первоначальную позицию. Теперь она считает, что истцы избрали «ненадлежащий способ защиты своих прав».   

 

Представитель петрозаводской администрации Елена Аникина рассказала, что свидетельства продлили перевозчикам в 2021 году на пять лет. По ее словам, закон позволял продлить свидетельства только на пять лет. В то время в администрации не было еще документа планирования муниципальных перевозок, который утвердили только в декабре 2022 года. Аникина сказала, что закон требует предупредить перевозчиков о грядущих изменениях за 180 дней, что и было сделано.

Председательствующий в судебном заседании Олег Данилов напомнил, что в мае 2022 года в России вступил в силу новый федеральный закон, который направлен на устойчивую работу общественного транспорта и поддержку бизнеса.

«То есть федеральный законодатель 14 марта 2022 года специально принял эту норму, которая усложнила органам местного самоуправления порядок изменения видов регулярных маршрутов. Если ранее вам было достаточно за 180 дней до принятия соответствующего акта уведомить перевозчика, то в соответствии с новым нормативным регулированием вы должны вступить в переговоры с перевозчиком, получить от них согласие на изменение маршрута ранее срока выданного свидетельства»,

- отметил Данилов.

Елена Аникина заметила, что на момент продления свидетельства этой нормы не было. Председательствующий напомнил, что в декабре 2022 года уже было известно о новых требованиях. Олег Данилов поинтересовался, почему в мэрии считают, что новое положение не распространяется на имеющиеся правоотношения с перевозчиками?

 

Аникина фактически не ответила на этот вопрос, повторив, что в августе 2021 года мэрия могла продлить свидетельство только на пять лет. По ее словам, на меньшие сроки можно было бы продлить свидетельство, если бы в администрации был документ планирования. Но такого документа на тот момент не было. Судья поинтересовался, велись ли переговоры с автотранспортными компаниями? Аникина сказала, что ей об этом ничего не известно.

В суде всплыл еще один любопытный момент. Многие петрозаводчане были крайне недовольны работой частных перевозчиков и регулярно направляли в администрацию жалобы. Там нередко разводили руками, мол, поделать ничего не можем. Елена Аникина рассказала, что во время разбирательства в Петрозаводском городском суде туда было представлено множество полученных в течение 2022 года жалоб от граждан, которые на протяжении долгого времени сообщали о срыве графика движения, плохом состоянии автобусов.

«Однако орган местного самоуправления в данном случае не мог никаким образом воздействовать на перевозчика»,

- заметила представитель мэрии.

Олег Данилов удивился: раз перевозчики оказались столь нерадивыми, зачем им продлили свидетельство? Елена Аникина сказала, что в администрации в это время готовили документ планирования муниципальных перевозок. Фактически она пыталась сказать, что у мэрии просто не хватило времени, чтобы вовремя подготовить необходимые документы.  

Настоящим откровением стало заявление представителя истцов Ольги Лобаго о том, что администрация, получая жалобы от граждан, даже не перенаправляла их в транспортные компании для проведения служебных проверок.

«Весь этот пакет жалоб за 2022 год мы увидели в 2023 году при рассмотрении дела в суде. До этого нам никто никаких замечаний не делал, никто к ним с этим не обращался»,

- сказала Лобаго.  

 

«Чем вы можете объяснить, что прокурор трижды поменял позицию за период рассмотрения этого дела от суда первой инстанции до суда апелляционной инстанции?» - обратился Данилов к участвующему в деле прокурору Ангин Сафорян.

Прокурор пояснила, что суд первой инстанции не указал, какие именно нормы действующего законодательства нарушены органом местного самоуправления при издании соответствующего постановления. Ангин Сафорян уточнила, что при рассмотрении дела в горсуде пытались привлечь в качестве заинтересованного лица ООО «Транс-Балт», которое работает в Петрозаводске по контракту. Но по ошибке, из-за неправильно указанного ИНН, к суду привлекли компанию с таким же названием, но не из Гатчины, а из Кингисеппа.

«Это является существенным нарушением норм процессуального права»,

- отметила прокурор.

Представитель частных автоперевозчиков настаивает, что тот документ, который в администрации Петрозаводска воспринимают как предупреждение, выданное за 180 дней, в реальности является предложением согласовать изменение, как того требует действующее законодательство. По ее словам, в ответ истцы для принятия решения просили предоставить дополнительные документы, но на этой стадии мэрия свернула переговоры.

Ольга Лобаго отметила, что, когда продлевались свидетельства, невозможно было предсказать, что маршруты будут изменены или отменены.

«Правила игры должны быть предсказуемы»,

- отметила представитель административных истцов.

По ее словам, во время судебного разбирательства представители администрации так и не смогли сказать, что им помешало принять новый документ планирования, до того как они продлили перевозчикам свидетельства.

Верховный суд РК принял решение отменить решение Петрозаводского городского суда и направить дело на новое рассмотрение.

Мэр Петрозаводска Инна Колыхматова назвала это «небольшой победой», представив ситуацию таким образом, что Верховный суд Карелии встал на сторону мэрии.

 

Хотя, не прочитав текст мотивированного решения, вообще трудно говорить о тех выводах, которые сделал суд. К примеру, причиной направления дела на новое рассмотрение вполне могла стать путаница с компанией «Транс-Балт».

Можно не сомневаться лишь в том, что ООО «Транс-Балт» дадут спокойно доработать в Петрозаводске до конца года, так как вновь рассмотреть дело до 31 декабря 2023 года просто не успеют. Но очевидно, что тучи, сгустившиеся над транспортной реформой, никуда не делись.

Мэрии Петрозаводска, если она хочет продолжать транспортную реформу, необходимо срочно проводить новый аукцион на услуги по предоставлению пассажирских перевозок. Аукцион до сих пор не проведен, хотя 1 января 2024 года уже не за горами. В ситуации, когда легитимность документа, определяющего «правила игры» в сфере автобусных перевозок в Петрозаводске, вызывает серьезные сомнения, очень сложно дальше «двигать» реформу. Можно просто не найти желающих связываться с петрозаводской мэрией, когда суд в любой момент может признать права «старых» перевозчиков.

 

И, конечно, возмутительно, если в петрозаводской мэрии действительно, как уверяла представитель автоперевозчиков в суде, не работали с жалобами граждан. Тогда понятно, почему перевозчики чувствовали себя столь вольготно, срывая рейсы и прекращая работу в позднее время.

Судебное разбирательство лишний раз подтвердило, насколько низким стало в Петрозаводске качество управления городом, когда руководство петрозаводской администрации не может предсказать свои действия хотя бы на два шага вперед.