28 января 2020, 08:00

Архангельские воздушные авиалинии выручили соседей, жителей Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 28 января в 2000 году

Традиционный брифинг в правительстве ровно 20 лет назад был посвящен вновь открываемому прямому воздушному сообщению Петрозаводск-Москва. Первый самолет по этому маршруту собирались выпустить на линию через два дня. А в целом регулярное авиасообщение между двумя столицами — Карелии и России — открылось 55 лет назад, в феврале 1965 года. Интересно, будут ли в этом году по этому поводу какие-то церемонии?

Заместитель министра экономики РК Л.Ю.Шустов на брифинге сообщил: «Два года практически никаких полетов, только разовые. В плачевном состоянии находится аэропорт. В недоделанном состоянии находится взлетная полоса (напомним, ее даже называли стиральной доской). Решиться на такой шаг и, тем более, допустим, оснований каких-то, чтобы строить аэропорт, продолжать реконструкцию взлетной полосы, когда не летает ни одного рейса, для этого, так будет говорить, не очень есть основания. Строить аэропорт, аэродром в чистом поле».

Летать из Петрозаводска в Москву трижды в неделю собирался самолет Ан-24 Архангельских воздушных линий. Эта компания предложила самые привлекательные для Карелии условия, включив в свой маршрут Кировск-Москва посадку в Петрозаводске. Обычно в Кировске из 48 мест в самолете занятыми оказывались не более 20. Тем не менее, для петрозаводских пассажиров в любом случае бронировали не менее 15 мест. Крупнейшие карельские предприятия на первое время гарантировали, что будут выкупать эти места для своих командированных. Билет в одну сторону стоил 1075 рублей (для кого-то по тем временам эта была целая зарплата, для кого-то треть). Так что для массового потребителя удовольствие это было, конечно, недоступное. Но если сравнить со стоимостью проезда в вагоне СВ до Москвы, которая составляла более 800 рублей, то выходило не так уж и дорого. Кто до сих пор путешествовал таким образом, скорей всего предпочел потратить чуть больше денег, но при этом сэкономить почти 12 часов своего недешевого времени.

И вот на следующий день после длительного перерыва возобновилось авиасообщение между Петрозаводском и столицей России. У жителей Карелии появилась возможность добираться до Москвы меньше, чем за два часа.

Первыми пассажирами рейса Кировск-Петрозаводск-Москва стали члены республиканского правительства и журналисты. «У нас единственная уникальная республика, которая не имеет авиационного сообщения, - сказал на торжественной презентации на аэродроме председатель правительства Сергей Катанандов. - Это не потому, что нам не нужно быстрее добираться до ближайших центров. А потому что за годы реформ события здесь происходили таким образом, что наше авиапредприятие практически погибло». Первый самолет доставил в Петрозаводск делегацию администрации Архангельской области, чьи воздушные авиалинии обслуживали рейс. Ее возглавил заместитель председателя правительства области Александр Максимов: «Наверное, так и должно быть между соседями. Когда мы строим дороги, открываем между нашими областями связи, открываем воздушные мосты, понимая, что в Карелии сегодня это несколько слабый участок, поэтому надо всегда подставить свое плечо своему соседу и помочь в этом отношении. Понимая, что такой серьезный, сильный сосед, как Карелия, всегда поможет нам в совершенно других областях, в которых нуждается наш регион».

Вместе с Александром Максимовым в Петрозаводск прилетели управляющие Архангельскими воздушными линиями и журналисты. Почетное право войти в историю в качестве первого петрозаводского пассажира нового рейса получил заместитель председателя правительства РК Борис Житний. Он же перерезал традиционную ленточку. К сезону отпусков правительство республики планировало организовать рейсы в Анапу и Сочи (кстати, несколько рейсов и впрямь состоялись). В обозримом будущем собирались восстанавливать авиасообщение с Финляндией. В министерстве экономики считали, что возобновление полетов из Бесовца в Москву поможет предприятиям республики обзавестись новыми деловыми партнерами за ее пределами. И привлечь инвесторов для строительства современного аэровокзала в Петрозаводске.

Таким было 28 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.