Новый туристический объект появился на карте Карелии. Рудный парк «Тулмозерье» откроет свои двери(условные) для всех туристов 3 августа. Ранее мы писали о том, что парк планируется создать на месте бывшего тулмозерского чугуноплавильного завода. Сейчас от завода остались лишь живописные руины, но участники проекта «Mining road» уверены, что потенциал парка сравним со знаменитым горным парком «Рускеала».
Участники проекта даже представили презентацию каким рудный парк «Тулмозерье» может выглядеть. А по этой ссылке можно посмотреть и всю презентацию.
«Я бы холтел, чтобы когда-нибудь лет через 10 таким и выглядел наш парк: легким, воздушным, красивым. — сообщил сегодня журналистам координатор проекта, заместитель директора по научной работе Института геологии КНЦ РАН Виталий Шеков — Все что мы сделали сегодня — мы чуть-чуть приблизили этот момент. То есть мы его сделали доступным — мы смогли восстановить дорогу. Мы расчистили территорию. Мы сделали безопасные дорожки, где можно ходить».
В ближайшем будущем у парка должны появится постоянные работники, которые будут содержать в чистоте и порядке дорожки ведущие к бывшим заводским корпусам и штольням. Кроме того, планируется среди руин завода сделать концертный зал под открытым небом, чтобы проводить здесь различные музыкальные фестивали, к слову первый такой концерт пройдет здесь 3 августа.
В конечном итоге, рудный парк «Тулмозерский» станет одим из ключевых объектов показа на российско-финском туристическом маршруте «Дорога горных промыслов». Его также разработали в рамках международного проекта «Mining road». Его длина составит 400 километров и маршрут свяжет Петрозаводск и финский город Оутокумпу. В маршрут продолжительностью 4 дня также входят популярный у туристов горный парк «Рускеала» и экскурсия по Сортавале. В финскую часть маршрута войдут несколько небольших музеев горного дела, Центр камня в Юкка, горные музеи в Лохья и Оутокумпу.
О важности развития «горно-рудного» направления в туризме сказал и директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг:
«Карелия это не только Кижи и Валаам. Это должно быть преодолено. Карелия — это в первую очередь железная руда. Карелия — один из металлургических исторических центров России». Еще в прошлом веке Карелия считалась «железным краем», и память эту необходимо сохранить, считает Михаил Гольденберг.
Рудный парк «Тулмозерье», по мнению многих историков, идеально подходит на роль хранителя «железной» славы северного края. Железнорудный завод, построенный тут в конце XIX века просуществовал недолго — всего 5 лет, однако оставил весомый след после себя. Достаточно сказать, что акционерами его была царская семья, а оборудование, установленное тут было даже более современным, чем на известнейшем Путиловском заводе.
Кризис начала XX века завод не смог пережить и с 1902 года он не смог заработать. Оборудование вывезли, а цеха завода постепенно превратились в руины. С одной стороны живописные, с другой — требующие особого внимания:
Если мы сегодня остановимся на этой стадии, парк умрет, — сообщил журналистам заместитель директора по научной работе Института геологии КНЦ РАН Виталий Шеков — поэтому у меня большая просьба к властям Пряжинского района — не бросить парк. Надо попросить денег и у республики, чтобы она поспособствовала консервации объекта. А это делать нужно в ближайшее время, иначе стены рухнут.
По словам участников проекта «Mining road», туристический потенциал объекта — как минимум 20-30 тысяч туристов в год. Уже сейчас, когда еще нет никакой информации об объекте, там каждый день останавливаются по 10 машин с туристами. Проехать туда сейчас можно на легковом автомобиле. Нужно доехать до деревни Колатсельга в Пряжинском районе и свернуть на грунтовую дорогу длиной около 4 километров.
А вот как сейчас выглядят развалины Тулмозерского завода:
Фото: Яндекс