06 июня 2014, 10:25

Они бояца и грачци

Они бояца и грачци

Молчала лет двадцать по этому поводу, а может, и дольше. Некогда мне казалось, что это следствие заскорузлого барачного детства, воспитания «на медных грошах», деревянных игрушек, то есть всего того, на что привыкли списывать свою безграмотность некоторые известные даже литераторы, родившиеся в 50-60 гг. прошлого века, хотя я сама оттуда, из брежневского «застоя», когда писать безграмотно считалось крайне стыдно. Однако прежде вопиющая безграмотность иных культурных деятелей рождала во мне разве что чувство вины, вот, мол, я получила приличное образование, за водой на колонку не бегала, и куклы у меня в детстве были гэдээровские, с капроновыми волосами… (NB : «Однако» в значении «но» запятой не выделяется, в данном случае это не вводное слово). В общем, вы уже поняли, что я буду брюзжать по поводу безграмотности, которую советская власть так и не ликвидировала до конца. Если бы!

Если бы подтянуть современный уровень чистописания до той относительной грамотности барачных мальчиков, которые прикрывали свое неумение грамотно выражаться грубоватым: «Ты выросла в тепличных условиях, а вот я…» Что там неправильное употребление глагольных окончаний «тся» или «ться», что там отрицательные частицы «не» и «ни», эти классические ошибки советских школьников – невинные шалости по сравнению с тем, как изображают слова русского языка современные студенты и выпускники филфака и факультета журналистики. Я довольно плотно работаю с ними, редактируя тексты для различных бумажных и интернет-изданий ( Не только для «Абзаца»). И ведь что интересно, прежде люди своей безграмотности хотя бы стеснялись, отсюда и самозащита в виде отсылок к среде, которая, как вы понимаете, заела. Нынешнее поколение относится к своей безграмотности довольно легко. Подумаешь, пять лишних запятых, вы что, сами исправить не можете? Предположим, могу. Но что ты, дорогой товарищ, будешь делать, когда уйдет на пенсию последнее поколение, которое еще знало, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится? Запятая – пауза, чтобы взять дыхание. Иные тексты выглядят так, будто автор бежал марафонскую дистанцию и до сих пор не может очухаться.

И если бы речь шла только о запятых. Иногда диву даешься, каким образом изображаются на письме обычные слова и выражения. Что такое, например, « Два стула места трех»? А этого просто «Два стула вместо трех». Из той же подборки: «Они бояца»и «грачци». Может, молодые авторы намеренно искажают слова, стилизуя текст под современный сленг? Честно говоря, поначалу я еще на это надеялась, однако оказалось, что все на полном серьезе. Причем, если заглянуть в резюме иного «пейсателя», наверняка там обнаружатся стажировки в гарвардах и сорбоннах, которые наверняка чему-то хорошему да учат, но только не русскому языку. Ну, и как же этих грамотеев приняли на филфак? Наверняка по результатам ЕГЭ.

Ошибки на письме совершают абсолютно все люди, даже самые грамотные. По невнимательности или по искреннему заблуждению. Над стилем работает редактор, а грамматические ошибки правит корректор. Это нормальная практика, так было во все времена. Но вот теперь, когда, по электронке прилетает очередной шедевр с частоколом ошибок, причем автор еще делает приписку: «Ну, вы там сами исправьте, мне некогда», я с сарказмом думаю: «Не спеши, дорогой, ты все равно уже опоздал». Основы грамотности закладываются в раннем возрасте, и я не знаю, можно ли исправить дисграфию у человека с дипломом филфака? Да он еще и в литературу стучится! Как не впасть мне в отчаяние, вот уж точно!

Более того: года три назад крупное московское издательство составляло сборник современной прозы, просили прислать несколько рассказов, предупредив: «Только будет лучше, если вы корректуру на месте сделаете. В Москве корректора днем с огнем не сыщешь». А кто же тогда, простите, у вас в издательстве остался? Бухгалтер и верстальщик? А ошибки теперь компьютер правит? Вот так и получается, что в книжках крупнейших издательств «комнату освещали две стеариновых свечки» и «река встала». Ну, предположим, первый вид ошибки довольно редок. Все мы знаем, что комнату освещают две стеариновыЕ свечки, поскольку существительное женского рода. А что касается того, что там и где неожиданно встало, так теперь и в «Новостях» говорят: «Завод встал» и «Река встала». Завод встал – это значит, что завод восстал и дружно пошел на эксплуататоров с гаечными ключами наперевес. А если завод остановился из-за отсутствия мазута, так это он стал. И река стала, скованная льдом.

Про «Вы» я уже не говорю, а молча правлю разговоры грузчиков и дворников, которые обращаются друг к другу почему-то очень вежливо, с большой буквы: «Эй, Вы там, на разгрузке, совсем охренели? Куда мусор сыплете?» Большинство современных авторов, как, впрочем, и редакторов, уверены, что личное местоимение второго лица мн.числа во всех без исключения случаях пишется с большой буквы. Однако давайте откроем «Войну и мир», к примеру. Там князья без зазрения совести говорят друг другу «вы» (с маленькой буквы), и даже капитан обращается к Багратиону: «Не знаю… ваше сиятельство… я не имел удовольствия вас видеть…» и никто, представьте, не возмущается: «Какое безобразие! «Вы» с маленькой буквы, только подумайте!», как, бывает, возмущаются окололитературные тетеньки.

Мол, что вы себе позволяете, «вы» с маленькой буквы, настоящее хамство! Ничуть. Или Пушкин тоже был хам? «…Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем…» «Вы» с большой буквы пишется в официальных обращениях: «Дорогой директор Иван Пафнутьевич Чертополохов! Приглашаем Вас на торжественное открытие Дома культуры!» В художественном тексте «вы» пишется с маленькой буквы, и меня буквально задрало сидеть и тупо править многостраничную якобы вежливость, а на самом деле – обычное незнание… Ну вот, кажется, я сорвалась на грубость. А и ладно. Не могу больше делать вид, что все в порядке. Потеря грамотности – это по сути потеря национального самосознания. Если русские люди разучились писать по-русски, дальше-то что?

Помнится, в юности я отвергла одного кавалера из-за того, что он «гуманизм» писал с двумя «м». Глупая. Теперь всю жизнь расплачиваюсь за это: чужие ошибки правлю. А их все больше и больше.

Яна Жемойтелите, председатель Союза молодых писателей Карелии