Железнодорожный вокзал в г. Петрозаводске
ЖЕЛЕЗНОДОРÓЖНЫЙ ВОКЗÁЛ в г. ПЕТРОЗАВÓДСКЕ, пам. архитектуры. Построен в 1953―55 по проекту архит. В. П. Ципулина в традициях позднего неоклассицизма. Дает композиционное нач. пр. Ленина, являющемуся гл. функц. осью ц. города, и доминирует в ансамбле пл. Гагарина. Здание представляет собой целостную симметрично-осевую композицию. Несмотря на большую протяженность (дл. корпуса 82 м), оно не выглядит монотонным. Размещение Ж. в. на перепаде рельефа при значит. разнице в уровнях привокзальной пл. и перрона позволило уйти от недостатков, присущих анфиладному приему планировки, разделить по уровням зону операционных помещений и зону ожидания. Ядро Ж. в. ― 2-светный зал, связанный на 1-м этаже с билетными кассами, служебными помещениями, тоннелем, ведущим к платформам; на 2-м этаже ― с рестораном и залом ожидания. Перекрытие 2-го этажа опирается на архитрав колонн, располагающихся у ограждения балкона. Гл. в композиции ― центр. 3-этажный объем с монументальным 4-колонным заглубленным портиком. Круглый бельведер над ним завершен 8-гранной башенкой, увенчанной шпилем. Центр. ризалит представляет собой своеобразный портал ― ворота города, а боковые ризалиты напоминают кордегардии ― караульные помещения, характерные для оформления въездов в города эпохи классицизма 18―19 вв. Здание богато декорировано лепниной и имеет развитый ордер (коринфский). В 1979 близ вокзала построен багажно-кассовый ц. (архит. Э. В. Воскресенский), имеющий гл. вход со стороны перрона и связанный со зданием вокзала преим. масштабом.
Лит.: Васильев Е. Улучшить проектирование и строительство железнодорожных вокзалов // Архитектура СССР. 1956. № 11; Голубев Г. Е., Анджелини Г. М., Модоров А. Ф. Современные вокзалы железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта. М., 1967; Всеобщая история архитектуры. М., 1968. Т. 6.
Е. Е. Ициксон