Лодки

ЛÓДКИ, озерно-речные и мор. гребные суда. Значение Л. для Карелии, особенно для островных поселений, отражает поговорка: «Без лодки как без ног». На петроглифах Белого моря и Онежского оз. изображены Л., к-рые вмещали от 2 до 15 чел. Л., видимо, долбили из осин. В Карелии самые примитивные осиновые долбленки (донки, корытья) бытовали на р. Шала. Нос их не отличался от кормы, а толщина бортов достигала 10―15 см. Чуть изящнее были 2-местные долбленки (ушкои, ругочи или целны) юж. и сев. Карелии (толщина бортов 5―6 см), остойчивость к-рым на воде придавали 2 прибитые справа и слева доски, а края наставлялись в выс. на один набой из доски. У долбленок (стрелебных лодок) поморов таких досок не было, но имелся полоз для облегчения транспортировки из полыньи в полынью. В центр. Карелии у русских и карел лодки-осиновки еще до нач. 20 в. были вытеснены шитыми из досок плоскодонными Л. и плотами (кобылками) с заостренным носом. На долбленках передвигались с помощью кормового весла или отталкиваясь колом от дна. Плоты для переправ через реки (в т. ч. в юж. и сев. Карелии) оборудовались веслами с уключинами. Охотники по всей Карелии пользовались на зарастающих озерах руганами ― плавсредством из 2 долбленых колод, соединенных 2 перемычками. Охотник вставал одной ногой в одну колоду, а второй ― в др., мог посидеть на скамеечке посередине. Дл. руганов не превышала 2 м, а долбленых Л. ― 4,5―5 м. На отдаленных от поселений водоемах долбленые Л. и руганы продолжают использоваться из-за простоты их изготовления и малой стоимости. Переходным типом от долбленок к шитым Л. была помор. «осиновка», днище к-рой изготовлялось из долбленой осины, а борта наставлялись из досок. Основной тип Л. поморов ― карбасы ― сшивали из досок. Л. внутр. водоемов Карелии имели свое соотношение дл. к шир., позволявшее лучше всего противостоять волне, характерной для каждого конкретного водоема. Осн. типом шитой Л. для Онежского и Ладожского озер были соймы («онежского» и «ладожского» вариантов) ― 2―3-парусные, 6―8-весельные Л. без палубы, с навесом вместо палубы или с палубой. Рулевой рубки не имели даже грузовые соймы (носады). Нос и корма у сойм были заостренными. Малые соймы управлялись обычным рулевым веслом, большие ― стационарным подвесным рулем. Для рыбной ловли на этих озерах применялись специализир. соймы: неводные, мережные, сетные. Рыбацкие соймы дольше всех сшивались корнями, а их шпангоуты (в целях экономии средств) делались из неокоренных еловых ветвей. Выступая над бортами, они служили одновременно уключинами. К нач. 20 в. крестьянами были созданы универсальные грузопассажирские и рыбацкие Л., получившие назв. по месту их массового изготовления: валаамки, кижанки, водлозерки, выгозерки и т. д. Для плавания по рекам и близ берега в озерах имелись 2―3-местные лодки-шитики в 3 набоя. Передвигались они при помощи 2 весел в дерев. уключинах. Изредка оборудовались парусом, к-рый крепился в носу. Для транспортировки торговых грузов по рекам на большие расстояния в Карелии использовалась грубо сшитая широкая Л., к-рую русские и карелы именовали куйто. Назад куйто не гнали, продавали на месте торга на дрова. На Белом море соймы вместе с лодками-гукорами, -буярами и лодьями вышли из употребления еще до сер. 19 в. Из древних типов судов к нач. 20 в. сохранились лишь рыбопромысловые кочмары, шняки, раньшины и карбасы. Карбасы были извозными (для перевозки продуктов промысла), поморскими (для промысла у Мурманского берега), весновальными (для весенних зверобойных промыслов), 6-весельные парусные для плавания вдоль берега назывались тройниками.
Лит.: Пушкарев Н. Н. Рыболовство на Онежском оз. СПб., 1900; Бернштам Т. А. Поморы: формирование группы и система хозяйства. Л., 1978; Логинов К. К. Материальная культура и производственная магия русских Заонежья (кон. 19―нач. 20 в.). СПб., 1993; Деревня Юккогуба и ее округа / Отв. ред. В. П. Орфинский. Петрозаводск, 2001.
К. К. Логинов
