Литофон
ЛИТОФÓН, кл. идиофонов, древнейший каменный ударный муз. инстр-т с точной или приблизительной выс. звука. Различают Л., изготовленные чел. (обработанные и хорошо настроенные наборы подвешенных горизонтально или помещенных вертикально каменных пластин, дисков, колокольчиков), и Л., созданные природой (каменные ― из диабаза, габбро, гранита, известняка и др. ― звуковые феномены). Природные Л. часто имеют назв.: Клокарстенен (Klоckarstenen ― Камень-часы), Куминакиви (Kuminakivi ― Гулкий камень) ― в Финляндии; Сангелстайн (Sangelstаin ― Поющий камень) ― в Швеции; Гавал чалан даш (Камень-бубен) ― в Азербайджане и др. В Карелии в Медвежьегорском р-не имеются два Л., находящихся в естеств. природной среде: камни Звонкой (дл. 1,5 м, выс. 0,67 м, шир. 0,75 м, окружность 4,5 м) и Бунчик (бунчать ― петь про себя, вполголоса, по В. Далю; дл. 2,8 м, выс. 1,3 м, шир. 1,4 м, окружность 8,4 м). Оба камня из диабаза и габбро темно-серого цвета. Для извлечения звука в них выбиты игровые площадки (глуб. до 3 см). В Звонком резонатор ― большая полость (50―60 см3), в Бунчике ― трещины. Источник звука ― вибрирующий корпус Л. Звук мелодичный, продолжительностью 25―40 сек. Л. известны с глубокой древности, используются (с 2 400 до н. э.) в разл. целях ― культовых, обрядовых, магических, сигнальных, лечебных и др. В 20―21 вв. Л. используют в своем тв-ве комп. Х. Виитанен, К. Орф, Б. Кутавичюс и др. О звучащих камнях говорится в легендах, сказках, поверьях, а также в созданных на фольклорном материале лит. произв. («Семеро братьев» А. Киви, «Ойа-ойа, мои олени!» К. Палтто), в эпосе «Калевала».
Лит.: Аблова А. Р. Литофоны // Выбор и сочетание: Открытая форма. Петрозаводск, 1995.
А. Р. Аблова
