Концерт инструментальный
КОНЦÉРТ ИНСТРУМЕНТÁЛЬНЫЙ, муз. жанр, произв. для одного (реже неск.) солирующего инстр-та с оркестром или без сопровождения. В основе ― диалог-состязание солиста-виртуоза и оркестра.
История формирования этого жанра в Карелии связана с пост. обращением комп. к нац. традиции ― от прямого цитирования песенных образцов и подражания игре на нар. инстр-тах до свободного претворения общих свойств фольклора.
Среди первых образцов ― фортепианные концерты В. Л. Вишкарёва (1940, 1947), вариации для скрипки на фин. нар. песню «Летний вечер» Р. С. Пергамента (1948). Вепс. тематика встречается в таких произв., как «Вепс. концерт» для скрипки В. А. Кончакова (1979), триптих для фортепиано в 3 ч. «Вепс. фантазия. Монолог. Игры» А. И. Голланда (1968―78), «Вепс. напевы» для балалайки В. А. Кончакова (1979).
Широко известны концерты для фортепиано с оркестром Г.-Р. Н. Синисало (изд. Л., 1978), В. К. Кошелева (1975), Г. А. Вавилова (2006), В. В. Сергеенко (2001), Б. Д. Напреева (1975, изд. Л., 1981, 1986, 1990, 2007); концертино А. Л. Репникова (изд. Л., 1964); скрипичные концерты Б. Д. Напреева (1984), Г. А. Вавилова (СПб., 2005).
В тв-ве А. С. Белобородова есть концерты для альта (1975), скрипки (1979), арфы (1985), фортепиано (1999). Концерт-рапсодия для балалайки (изд. Л., 1985), а также «Концерт памяти Ройне Раутио» для 2 кантеле, голоса и камерного оркестра (1981) и концерт-поэма для баяна (1966) А. Л. Репникова характеризуются новаторским приемом ― обращением к нар. инстр-там в качестве солирующих.
Концерты А. Л. Репникова для баяна являются обязательными произв. программ Всерос. конкурса игры на нар. инстр-тах и Всесоюз. конкурса баянистов, звучат на междунар. муз. Кон-курсах.
Лит.: Аблова А. Р. Карельский инструментальный концерт за 70 лет // Музыковедческие чтения к 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987; Она же. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988; Бочкарева О. А. О некоторых тенденциях развития карельской музыки в 70-е годы. Петрозаводск, 1988.
А. А. Орлова