Институт повышения квалификации работников образования

Институт повышения квалификации работников образования


ИНСТИТУТ ПОВЫШÉНИЯ КВАЛИФИКÁЦИИ РАБÓТНИКОВ ОБРАЗОВÁНИЯ Республики Карелия, гос. образовательное учр-ние доп. проф. (пед.) образования.

Создан в 1938 как Ин-т усовершенствования учителей в результате реорг-ции Ин-та повышения квалификации кадров нар. образования при Петрозаводском пед. ин-те и Метод. кабинета при Наркомпросе КАССР. В состав вошли 4 учеб.-метод. кабинета (нач. школы, неполной ср. и ср. школы, языков, педагогики) и б-ка.

Ин-т издавал метод. сб. «В помощь учителю». Ежегодно на его базе обучалось более 500 руководящих и пед. работников образовательных учр-ний. Ин-т не прекращал свою деят. в годы Вел. Отеч. войны. В 1944 СНК респ. определил новые перспективы деят. образовательного учр-ния как учеб.-метод. ц. развития образования в Карелии.

Были открыты кафедры педагогики и психологии, истории и географии, родного яз. и лит., рус. яз. и лит., физики и математики, химии и биологии, воен. и физ. подготовки.  Ин-т организовывал вечерние и воскресные курсы для работников школ, районных и гор. отделов образования, методистов. Проводились практикумы, выездные лекции, консультации, демонстрация пед. опыта, передвижные выставки.

В послевоен. годы ин-т изучал и обобщал пед. опыт образовательных    учр-ний респ. по трудовому обучению и воспитанию, политехнизации обучения и воспитания (кон. 1950―нач. 1960-х). Впоследствии изучал вопросы перехода на 3-летнее нач. обучение (кон. 1960―нач. 1970-х), нового содержания общего ср. образования (1970-е), обучения детей 6-летнего возраста (1980-е), гуманизации и демократизации образования, обновления содержания этнокультурного образования и воспитания (1980―90-е).

С 1991 неоднократно менял назв., с 2002 совр. назв. Проводил респ. съезды работников образования, респ. пед. чтения, науч.-практ. конференции, школы передового пед. опыта. Гл. задача ин-та ― орг-ция метод. и практ. помощи образовательным учр-ниям с этнокультурным компонентом содержания общего образования.

Ин-т участвует в создании   учебников карел. (ливвиковский и собственно карел. диалекты), вепс., фин. яз. Активно развивает творческие связи с Мурманской, Ленинградской, Калининградской, Ярославской, Владимирской областями, Респ. Коми.

Осн. направления деят. ин-та ― науч.-метод. сопровождение гос. политики РФ и РК в обл. образования; стимулирование пед. тв-ва и инновационных процессов в системе образования; развитие кадрового потенциала региональной системы образования, определение перспектив и содержания развития системы повышения квалификации и проф. переподготовки руководящих и пед. кадров гос. и муниц. образовательных учр-ний РК; координация деят. районных и гор. метод. кабинетов, метод. объединений по реализации гос. стандарта общего ср. образования, орг-ции науч.-иссл. и опытно-эксперим. работы в образовательных учр-ниях.

Обучение по более чем 150 доп. проф. образовательным программам повышения квалификации и проф. переподготовки проходят 86 категорий руководящих и пед. работников. Формы обучения ― очно-заочные курсы, стажировка, обучение по индивид. планам, темат. и индивид. консультирование.

С 1991 ведется проф. переподготовка педагогов-психологов, соц. педагогов, специалистов в обл. коррекционной педагогики и специальной психологии, учителей англ. яз. В разные годы ин-т возглавляли В. Е. Латушко (1940―44), П. В. Иванов (1945―47), В. П. Крылов (1950-е), Л. П. Королева, Л. П. Терехина (1960-е), И. М. Денисарова (1969―88), С. А. Головина (1989―98, 2002―04), А. М. Федоров (1998―2002), Л. А. Ковру (с 2004).

Лит.: Карельский республиканский институт повышения квалификации. Петрозаводск, 2000; Головина С. А. Карельскому институту повышения квалификации работников образования ― 65 лет! // Педагогический вестник Карелии. 2004. № 1.

А. М. Федоров