Иконопись
ИКОНОПИСЬ, вид станковой религ. живописи, развивавшейся на основе иконографии и стилистики древнерус. иск-ва. Известна по сохранившимся иконам 14―19 вв.
И. Карелии зародилась как ветвь новгородской школы. Древнейшие иконы Карелии ― «Св. Никола и апостол Филипп» (1-я пол. 14 в.) из д. Телятниково Медвежьегорского р-на (Гос. Третьяковская галерея), «Апостол Петр» (рубеж 14 и 15 вв.) из с. Вегорукса того же р-на (Гос. Рус. муз.), «Пророк Илья» (1-я пол. 15 в.) из д. Пяльма Пудожского р-на (Музей изобр. иск-в РК) ― отличаются по-новгородски ярким колоритом, суровостью трактовки образов.
Об авторстве местных мастеров лишь в нек-рых случаях говорят упрощение рис. и техники письма, особенности приготовления красок и подготовки иконной доски. В ряде найденных в Карелии произв. И. кон. 15―нач. 16 в. отразилась стилистика позднего этапа в развитии новгородского иск-ва, когда с утратой Новгородом независимости возросло влияние московской культуры.
Худ. идеалы этой эпохи особенно ярко воплотились в иконе «Св. Власий» из с. Мегрега Олон. р-на (Музей изобр. иск-в РК). В И. Карелии 1-й пол. 16 в. неповторимым своеобразием колорита и образных характеристик отличаются «Деисусный чин» из д. Часовенская и «Св. Николай» из д. Вегорукса Медвежьегорского р-на (Музей изобр. иск-в РК).
В это время формируется своеобразный худ. мир «северных писем», привлекающий особой задушевностью трактовки образов, непосредственностью в выражении чувств, простотой приемов письма. Др. тенденция в развитии сев. И. проявляется в усвоении стилистики формирующегося в 16 в. общерус. иск-ва.
Наиб. ярко это направление проявилось в И. Поморья, Заонежья и Олонии. Икона «Покров» 2-й пол. 16 в. из Кижского погоста (Музей изобр. иск-в РК) близка произведениям общерус. стиля своей многофигурной, торжественной композицией и много- цветием колорита.
В 17 в. И. Карелии переживает пору расцвета. В большинстве ист.-культ. ареалов края ― в Заонежье, Олонии, Пудожье, Поморье, «лопском» Паданском погосте ― формируются локальные варианты «северных писем». Одновременно значительно укрепляются культурные связи Карелии с худ. центрами С.
Вероятно, под влиянием иск-ва сопредельных земель в Карелии местные мастера стали указывать даты создания, имена иконописцев и заказчиков, напр. датированные 1647―70 произв. иконописцев Игнатия и Мокея Пантелеевых из с. Тубозеро в Пудожье. Этот период отмечен распространением высокого 4-рядного иконостаса вместо 1- и 2-рядного, состоящего из местного ряда, деисусного чина, ярусов праздников и пророков.
Украшенные орнаментальной росписью полки для икон (тябла) заменялись богато декорир. резными золочеными рамами. Во 2-й пол. 17―18 в. живописное оформление церквей и часовен нередко дополнялось расписным потолком ― «небом».
В И. Карелии 1-й пол. 18 в. прослеживается влияние стилистики живописи «петровского барокко», проявившееся в возрастании живописного нач., интересе мастеров к передаче черт реальной действительности. В то же время эти новшества не смогли разрушить глубоко укоренившуюся на С. систему традиц. приемов И.
Особым направлением в И. Карелии 18―1-й пол. 19 в. стало иск-во старообряд. мастеров, к-рые культивировали традиц. стиль, опирающийся в осн. на образцы «строгановской» школы кон. 16―17 в. (см. Иконопись Выголексинского общежительства).
Открытие древней живописи Карелии произошло гл. обр. в 1950―70-е в результате собирательской деят. музеев. Наиб. существенный вклад в эту работу внесли реставраторы и искусствоведы В. Г. Брюсова, Э. С. Смирнова, Н. В. Перцев, С. В. Ямщиков, Г. В. Жаренков. Самыми значит. коллекциями карел. икон обладают Музей изобр. иск-в РК, Историко-архит. и этнограф. муз.-заповедник «Кижи», Гос. Рус. Музей.
Лит.: Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV―XVI веков. М., 1967; Смирнова Э., Ямщиков С. Древнерусская живопись. Новые открытия: Живопись Обонежья XIV―XVIII веков. Л., 1974; Ямщиков С. В. Древняя живопись Карелии. Петрозаводск, 1986; Гиппенрейтер В. Гармония вечного: Древнее искусство Карелии: Фотоальбом. Петрозаводск, 1994.
В. Г. Платонов