Балет

Балет

БАЛÉТ на муз. карел. композиторов. В этом жанре начал работать Г.-Р. Синисало (хореограф. поэма «Победа», 1942). В 1944 комп. написал одноактный Б. «Похищение Кюлликки» по мотивам «Калевалы» (партитура не сохранилась). В 1959 Г.-Р. Синисало в сотрудни-       честве с либреттистом и хореографом          И. Смирновым написал полнометражный Б. «Сампо». Опираясь в драматургии на традиции класс. Б., используя сюжетные мотивы «Калевалы», в хореографии ― характерные черты нар. танца, авторы создали произв., вставшее в один ряд с наиб. значительными Б. многонац.   иск-ва России. Премьера состоялась в Петрозаводске в Муз. театре в 1959. В последующие годы Г.-Р. Синисало и И. Смирнов создали ряд Б.: «Я помню чудное мгновенье…» (1962; поставлен в Казани, Львове, Харькове, Петрозаводске); «Сильнее любви» (1965; премьера в 1966 в Петрозаводске); «Кижская легенда» (1973; премьера в 1973 в Петрозаводске). В 1972 Э. Патлаенко написал Б. «Песнь о Гайавате» (либретто Э. Мнацаканяна по поэме Г. Лонгфелло). В 1988 балетные традиции Карелии продолжил А. Белобородов, создавший партитуру Б. «Скала двух лебедей» по одноименной поэме Т. Сумманена (либретто И. Гафта).
Лит.: Лапчинский Г. И. Музыка Советской Карелии. Петрозаводск, 1970; Профессиональная музыка Карелии: Очерки. Петрозаводск, 1995; Гродницкая Н. Ю. Оперы и балеты композиторов Карелии. Петрозаводск, 2003.
Н. Ю. Гродницкая