В Карелии завершился бюджетный процесс. Проект бюджета республики на 2014 год принят Законодательным Собранием РК в третьем, окончательном, чтении.
В первый раз за многие годы карельский парламент не с первого раза принял главный финансовый документ, вернув его правительству на доработку. Со стороны правительства мы слышали традиционные жалобы на то, что бюджет будущего года «будет сложным».
И именно с этой темы мне захотелось начать разговор с, без преувеличения, наиболее компетентным в финансово-бюджетных вопросах депутатом Законодательного Собрания Карелии Сергеем Михайловым. Ведь каждый год, мы, обыватели, слышим из уст чиновников такие фразы: «Бюджет будет сложным, напряженным…», «Год будет тяжелым…», «Исполнение социальных обязательств будет под угрозой…» Но, несмотря на все эти предупреждения, мы все-таки как-то живем?..
– Да, живем, – сказал Сергей Михайлов. – Но за счет чего? Не надо обманывать других и обманываться самим. Приведу только две цифры. В бюджете 2013 года расходы составляют более 31 миллиарда рублей. А в бюджете 2014 года – только 28 миллиардов. Живем, конечно. Но – за счет постоянного, из года в год, ухудшения качества и уровня жизни…
Сергей Сергеевич Михайлов – депутат ЗС РК V созыва. Член фракции
«Справедливая Россия». Образование высшее финансовое. Работал в системе налоговых органов. С марта 1999 года по 2009 год работал заместителем министра, а затем министром финансов Республики Карелия.
– Сергей Сергеевич, разъясните политическую коллизию, в результате которой еще в «нулевом чтении» проект бюджета был отправлен Правительству на доработку. Не секрет, что произошло это именно усилиями вашей фракции, «Справедливой России»?..
– Наша фракция не согласилась принимать бюджет в первом чтении принципиально – из-за 18-й статьи. Потому что ее принятие означало бы приостановку действия сразу нескольких социально значимых республиканских законов.
Во-первых, по замыслу правительства, мы должны были бы приостановить закон о компенсации тарифов на электроэнергию, вырабатываемую дизельными станциями. Да, в Карелии и сегодня есть ряд населенных пунктов, которые в плане энергоснабжения полностью зависят от дизельных генераторов. Понятно, что стоимость вырабатываемой таким способом электроэнергии очень высока. Но в этих населенных пунктах живут люди, наши граждане. Логично, что в свое время был принят закон, по которому за счет бюджета стоимость электричества в этих населенных пунктах снижалась до средней по республике. Приостановление действия этого закона могло привести к созданию напряженной социально-экономической ситуации в таких поселках, как Реболы и Валдай.
Не менее важны и другие два закона, которые правительство предлагало приостановить. Это – закон о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг для ветеранов и закон о борьбе с болезнями, общими для человека и животных.
При всем понимании финансовых трудностей, с которыми столкнулось правительство, пойти на это мы никак не могли. Бюджет «прокатили» – и правильно. Потому что в итоге правительство все-таки нашло возможность и исключить из проекта бюджета эту 18-ю статью, и увеличить доходную часть бюджета на 500 миллионов рублей. Кроме этого шестнадцати муниципальным районам и двум городским округам республики выделено по 5 миллионов рублей на социально-экономическое развитие для выполнения наказов избирателей. После внесения этих изменений мы сочли возможным поддержать бюджет, чтобы не парализовать финансовую жизнь республики.
– А может быть, парламенту следовало еще поупорствовать? Такие голоса раздавались при обсуждении. Не обращать внимания на традиционный шантаж правительства «катастрофическими последствиями»… Попытаться «вытащить» еще побольше денег на социальные статьи. В конце концов, многие говорили, что если бы Карелии вступила в 2014 год без бюджета, то это было бы даже лучше для людей – поскольку финансирование шло бы по 1/12 бюджета прошлого года. А это – больше, чем по новому бюджету…
– Нет. Одна ошибка: это было бы так, если бы размер доходов бюджета и финансовой помощи сохранился на уровне прошлых лет. Но доходы, мы видим, падают. Наоборот: торпедировав бюджет, мы лишили бы правительство возможности осуществлять заимствования на финансовом рынке. Обеспеченность кредитов – основа кредитования. Ни один банк даже не начнет переговоров о кредите, если бюджет региона не принят.
Мы по-прежнему не в восторге от бюджета, видим все его минусы. Но принимать его все-таки необходимо.
– Очень любопытен разброс позиций фракций политических партий в Законодательном Собрании по бюджету. «Единая Россия» – за все, что предлагает правительство. Это понятно. Коммунисты уперлись «против» – в этом тоже ничего необычного. «Справедливая Россия» торговалась за социальные законы. Это конструктивно. Но как объяснить позицию фракции ЛПДР? Она активно призывала депутатов голосовать за бюджет в первом чтении до доработки, когда социальные статьи в нем были сильно урезаны. А когда правительство добавило доходы и социальные расходы – фракция ЛДПР вдруг начала голосовать против. Где логика? Где смысл? Как вы это прокомментируете?
– Извините, у меня нет комментариев. Наверное, об этом лучше спросить у представителей ЛДПР. Возможно, у них есть свои политические резоны или партийные установки. Мне это непонятно.
– Сергей Сергеевич, расскажите о дефиците бюджета. Этот дефицит, о котором столько говорят с важным выражением лиц, совершенно непонятен нам, обывателям. Вот так, попросту – что это?
– Это запланированные расходы, не покрытые планируемыми доходами. Вот, например, вы пообещали жене купить к 8 Марта шубу. А на что вы ее купите, вам пока не совсем ясно. Нет денег. Поздравляю: у вас образовался дефицит. Ведь обещание дано – надо держать! Вот и выкручиваетесь. Думаете, где и как дополнительно заработать. Надеетесь, может, что наследство получите. Может, в лотерею выиграете. А нет – так прикидывайте, у кого взять в долг… Ровно то же – и у государства. Немного сложнее, но принцип один.
– Дефицит бюджета в Карелии действительно низкий? Говорят, что это заслуга правительства. На одном солидном интернет-ресурсе увидел сравнительную таблицу. В Ленинградской области дефицит бюджета – 9,1 млрд рублей, в Мурманской области – 8,3 млрд, в Архангельской области – 6,7 млрд. А в Карелии – всего 3,1 млрд. Это преподносится как результат экономии на чиновниках и объясняется «сознательной политикой республиканской власти»…
– Я тоже видел эту публикацию. Улыбнулся. Когда такое пишет журналист, ладно, простительно. Но когда то же самое говорят чиновники и политики – это беда.
Есть предельный размер бюджетного дефицита региона, установленный бюджетным законодательством. Это 15 процентов. Больше нельзя. В некоторых регионах могут позволить себе держать дефицит меньше. Но в основном все регионы «вертятся» вокруг этой верхней планки.
В Карелии дефицит бюджета, выраженный в рублях, самый маленький на Северо-Западе. Но – только потому, что и сам бюджет самый маленький! 15 процентов от 100 рублей – это пятнадцать рублей. А 15 процентов от 50 рублей – это семь с половиной. В обоих случаях это те же 15 процентов, а суммы разные. Вот и вся арифметика. Никакой «сознательной политикой» тут и не пахнет. Это, извините, обычная «лапша», которую вешают на уши населению.
– Давайте поговорим о взаимоотношениях нашего бюджета с крупными налогоплательщиками. Мы часто слышим, что многие проблемы Карелии происходят оттого, что налогоплательщики «уходят» и «уводят» налоги. Недавно Законодательное Собрание предприняло попытку вернуть в бюджет республики около трех миллиардов рублей, которые раньше поступали в виде налогов Костомукшского ГОКа. Попытка была безуспешной. Почему?
– Эта попытка, с моей точки зрения, была заранее обречена на провал. И я предупреждал об этом своих коллег по парламенту. Три миллиарда – это заметная сумма даже для федерального бюджета. И выходить с трехмиллиардной поправкой прямо на профильный комитет Госдумы без предварительной проработки предлагаемой поправки с Минфином России – это авантюра. Имея представление о том, как прорабатываются и принимаются в Москве подобные решения, я могу сказать, что наша инициатива не могла вызвать в российской финансовой администрации ничего, кроме недоумения и раздражения. Вот именно этим все и закончилось: никто эту поправку и в Думе не принял всерьез.
– Почему так, вообще, получается-то, что налогоплательщики «уходят»? В СМИ высказываются мнения, что это вина правительства Карелии, которое «не умеет» работать с крупным бизнесом…
– Вы знаете, наше правительство есть за что критиковать, но не за это. По большому счету, уход налогоплательщиков из регионов – это результат федеральной политики, федерального финансового регулирования. Это происходит не только в Карелии. Сегодня в России созданы такие законодательные условия, что любой крупный налогоплательщик может все свои налоги заплатить в Москве. А потом приедет в регион, где работает, покажет платежный документ: «Видите? Я все заплатил, совесть моя чиста!» А что при этом делать региону – непонятно. И такие случаи имеют место.
Из этой же «оперы» – создание консолидированных налоговых групп. Крупные корпорации могут в рамках закона сами решать, где им удобнее платить налоги. Результат мы видим в Карелии.
– И что, с этим на уровне региона ничего нельзя сделать? Все-таки, раз откуда-то налогоплательщики уходят, значит, куда-то они приходят! Можно ли заставить их приходить не куда-то, а в Карелию?
– Заставить – нет. Это не может быть решено принуждением. Любой бизнес ищет, где лучше. И для региона это очень долгий и непростой вопрос выстраивания таких условий, чтобы бизнес сам хотел прийти сюда. Чтобы ему было удобно и выгодно работать и платить налоги здесь, а не где-то. Это и вопрос очень тонкой наладки отношений с бизнес-структурами, эффективного лоббирования интересов Карелии в Москве.
Я могу сказать, что, например, в прежние времена такая работа в Карелии постоянно проводилась всеми министерствами и ведомствами. Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории республики, существовала система налоговых льгот. Чем была хороша эта система – она стимулировала предприятия платить больше налогов именно на территории Карелии. Тут работала простая экономическая логика: чем больше налогов в Карелии заплатишь – тем большую получишь льготу в абсолютном выражении. Например, по такой схеме были выстроены отношения с железной дорогой. И мы помним, что тогда в рамках этой схемы удавалось урегулировать все споры в части компенсации затрат от пассажирских перевозок. Поезда и электрички все-таки не отменяли.
Потом новое руководство республики объявило данный опыт работы «неэффективным менеджментом» и отменило ряд существующих преференций. Только теперь компенсировать затраты по организации перевозок в Карелии приходится уже «живыми» бюджетными деньгами! А денег в бюджете недостаточно, отсюда пошли сокращения поездов и все прочие последствия.
Ведь все мы прекрасно понимаем: монополист, тем более, «сидящий» на социально значимых услугах, всегда найдет способы и возможности защитить свои интересы. Вот буквально неделю назад в прессе сообщали: на встрече Главы РК и руководителя ОЖД достигнута договоренность, что Карелия будет «компенсировать выпадающие доходы железной дороги ежемесячно». Как финансисту мне это совершенно непонятно. Вообще-то, прибыль либо убытки организации можно посчитать только по итогам деятельности за полный отчетный период! Когда сложатся все затраты, когда будут собраны все доходы – тогда и определится, есть ли убыток, и каков он. Платить «помесячно» – это экономически неверно.
Так, может, вернуться к системе налоговых льгот? Чтобы и перевозчикам было
выгодно, и для карельского бюджета не разорительно? Говорят же, что все новое – это хорошо забытое старое…
– Итак, бюджет принят, и глава Карелии поблагодарил депутатов за совместную работу…
– Работа, действительно проделана большая. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех коллег в Минфине Карелии и лично министра Игоря Викторовича Усынина за качественную работу и поздравить с ее завершением. В очень непростых условиях они сумели сбалансировать бюджет и, тем самым, создать основу нормальной жизнедеятельности республики. А всему правительству Карелии желаю твердости и стойкости – эти качества им очень понадобятся: ведь исполнять этот сложнейший бюджет – им.