Зачем хормейстеру быть тираном и что он ловит на рыбалке кроме рыбы
Самый главный персонаж на оперной сцене — это хор. Потому что без него музыкальный спектакль многое теряет.
В Музыкальном театре Карелии руководит этим коллективом главный хормейстер Александр Зорин.
— Александр Дмитриевич, говорят, что все хормейстеры — тираны. Вы тоже?
Нет. Гм. Нет, нет... Во всяком случае, у меня всегда хорошие взаимоотношения со всеми, кто пел и поет в хоре.
И тут же рассмеялся:
Особенно, с теми, кто пел...
Замечать нюансы — важнейшая часть его профессии.
— А как вы работаете с хором? И вообще, нужен ли хормейстер, если в хор приходят подготовленные певцы, у многих консерваторское образование. Неужели они не могут ноты пропеть?
— Это как в оркестре. Знаете, в период революционных событий в начале прошлого века никакой власти не было, воздух свободы опьянял всех. Вот и собрались музыканты и создали «Персимфанс» — Первый симфонический ансамбль, который пробовал играть без дирижера симфонии Бетховена. Но оказалось, что это не так просто. Нужно, чтобы было некое объединяющее начало. И в хоре то же самое. Можно взять ноты, но надо вместе петь в ритме, да к тому же в них не все написано: где дыхание взять, какие акценты поставить. Вот и надо привести всех к одному пониманию.
— Это сложная работа?
— Я ею уже 36 лет занимаюсь, мне не сложно.
Самое главное, прежде чем прийти на репетицию, самому понять логику музыкального строения, как эту музыку оживить. Она не терпит однообразия.
У всех, у каждого внутри партии есть свои штрихи, но где-то они сходятся. У Чайковского, например, в хорах очень много таких эпизодов, когда каждый поет свой текст, но по ритму, по гармонии они должны соединиться в единую музыкальную ткань.
— И все эти годы в одном театре?
— Да.
Приехал сюда из Питера, потому что главный дирижер Лео Балло мне пообещал: «ты и хормейстером будешь, и подирижировать тебе дам». Я ведь учился в Ленинградской консерватории, занимался симфоническим дирижированием.
А тут предложили хорошее место, живая работа, решил не упускать такой шанс. Да и недалеко от Ленинграда, поезд дешевый и удобный, чуть что — и к маме можно съездить.
— Ваши родители музыканты?
— Нет. Мама педагог, преподавала русский и литературу, потом сестер и меня воспитывала, а папа — кадровый военный. Когда я родился, купили пианино. Для сестер, они занимались музыкой. И я с детства пел.
Лучшая точка семейных праздников — стою на табуретке и пою «Я встретил девушку — полумясяцем бровь. На щечке родинка, а в глазах любовь».
Наверное, в отношении пения я проявлял себя очень бойко, поэтому, когда появились объявления, расклеенные по Ленинграду, что Капелла им. Глинки объявляет набор в хор мальчиков, родители меня отвели на прослушивание. Там было три тура, и в конце концов в первый класс взяли 25 мальчиков. В 10-м нас осталось только девять. А потом поступил в консерваторию в Ленинграде.
В Петрозаводске мне понравилось: лес, озеро рядом. В Питере, если выбираться за город, то надо в автобусе доехать до метро, на нем до Финляндского вокзала, сесть в электричку, приехать, выйти и увидеть... много людей. А здесь природа тебя окружает. Это такой огромный плюс, потому что жить одним искусством, конечно, можно, но если не видеть этой красоты, то ты будешь чувствовать себя человеком обделенным. Я с удовольствием рыбачу. Когда я пришел в театр, тут была компания рыбаков. Директор театра Звездин, сам заядлый рыбак, организовывал театральный автобус по субботам, на котором мы отправлялись на озера. Так я тогда начал и увлекся. Куда ехать, что делать — все знаю. Постепенно расширялась география наших поездок. Люблю рыбачить на островах на Онежском озере. Такая красота — неописуемо. Подвигаешься, получишь заряд бодрости... Чистое здоровье. Правда, из театра постоянно звонят, во все стороны разрывают. Но это специфика моей дирижерской работы: участвовать, объяснить, рассказать, что делать...
— За эти три десятилетия театр здорово изменился. Когда вы приехали, в репертуаре были в основном оперетты...
— Да, Лео Золтанович Балло был большим знатоком этого жанра. Его уважали и у нас в стране, и за рубежом. Венгр по происхождению, он впитал эту музыку и делал оперетты с большим вкусом. Помню, как в расписании было написано: «Сегодня пятисотый спектакль «Короля вальса».
— Вы окончили хоровое училище Капеллы имени Глинки, пели с хором мальчиков в Мариинском театре, учились в консерватории, а приехали сюда — здесь оперетта, легкий жанр...
— Еще в консерватории я очень любил «Битлз», «Песняров» за их прекрасное многоголосие... И в оперетте у хора тоже многоголосие. Так что работать было очень интересно.
Что может быть прекраснее, чем пение хора, если это слаженно? «Дух захватывает», — как было написано в одной из рецензий, когда мы пели «Реквием» на балконе в спектакле «Моцарт и Сальери».
Акустика там хорошая, незабываемое ощущение. Такой взброс адреналина. Это было еще до реконструкции театра.
— А потом начался ремонт, театр перевели в гостиницу, а труппу, музыкантов и певцов сократили до минимума ...
— Да, у нас в хоре осталось четыре человека. Я сам выбирал, кого оставить.
— И чем же вы руководствовались?
— Голосами — бас, тенор, сопрано и альт их тех, кто мог спеть соло. Театр хоть и был ужат и стеснен, но спектакли шли. Мы даже впервые в Союзе поставили оперетту «Веселая война», я писал оркестровку.
Потом перед открытием после ремонта стал набирать солистов и хористов, ставить оперу. Труппа получилась молодая, голоса хорошие, можно сказать, нарасхват.
— И смотришь, кто-то уже уехал...
— Да и люди уходят. Они бы и не искали других мест, если бы зарплаты хватало: она меньше, чем у учителей, врачей. Единственное, что греет, — нам нравится.
— Выходит, за удовольствие надо платить...
Конечно, Петрозаводск таких эмоциональных, захватывающих оперных спектаклей, как у Александрова, давно не видел. Если трагедия «Мадам Баттерфляй» , то слезы сами по себе льются, если «Севильский цирюльник», то хочется смеяться. А как хор себя в его постановках чувствует?
— Юрий Александров большой мастер. С точки зрения режиссуры у него нет пустых мест, пение входит в контекст общей драматургии спектакля. Это относится и к солистам, и к хору, который обязательно является участником действия. У Чайковского в первом действии «Пиковой дамы» в хоре несколько групп, которые одновременно поют разный текст. Это гуляющий на улице народ. Во втором — на балу. Александров нашел такую мизансцену, что нам очень хорошо петь: рядом с оркестром, близко к зрителю, все штрихи, над которыми мы тщательно работали в классе, слышны. Ведь когда хор стоит глубоко на сцене, его плохо слышно: такая акустика. Поэтому поем на форте, и нюансы не выразишь.
В «Кармен» у хора трудная партия, сложная тесситура, а он придумал, нашел такой ракурс, что мы недалеко, все сбалансировано.
Мне нравится, когда хор — участник действия. Его точно не задвинут вглубь, и мы можем себя реализовать. Кстати, наши артисты никогда не учились сценическому действию, но в спектаклях Александрова с удовольствием делают это. Некоторые даже выступают в балетных постановках артистами миманса.
— Вы все время говорите «мы», а сами выходили на сцену?
— Давно, и выходил с удовольствием. Это важно для хормейстера: понимаешь, что чувствуют певцы, где они из-за акустики плохо слышат оркестр, не видят дирижера... Но все равно они поют, как выучили в классе.
Про надежность и профессионализм Зорина в театре ходят легенды. Захотелось, чтобы в финале концерта хор исполнил оптимистичную песню. Прислали из Питера ноты из какого-то клавира — непонятно, кто и что поет.
Александр Дмитриевич сделал переложение для хора. Потом из Питера приехали, удивились: «У вас хор это поет?» Попросили ноты и издали, написав: «Обработка Александра Зорина». Так он попал в историю, хотя этой работой занимался всегда.
— У нас были музыкальные спектакли, к которым надо было постоянно что-то дописывать. Ксерокса тогда не было, ноты переписывали вручную: рукописные партитуры, рукописные оркестровые и хоровые партии, поэтому постоянно что-то терялось. Или каких-то номеров не было вообще, а по замыслу режиссера здесь должен быть балетный дивертисмент. Мелодия есть, оркестровку надо сделать...
— Не жалеете, что не стали симфоническим дирижером?
— Как можно жалеть о том, чего не случилось?! Вот раньше в кино любили герои говорить: «Если бы жизнь начать сначала, ее прожил так же». А я бы попробовал по-другому, а потом уж сравнивал. А сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь. То, что я пришел в этот театр, случайно получилось, что я буду музыкантом — было понятно.