В Петрозаводск привезли велосипед цесаревича
Самое интересное – заглянуть в кухню, когда там готовится что-нибудь особенное. За пару дней до открытия выставки «Первая мировая. Петергоф. Прелюдия трагедии», мы побывали в Музей изобразительных искусств в Петрозаводске. В залах первого этажа сотрудники музея-заповедника «Петергоф» и их коллеги из Петрозаводска распаковывали, расставляли, развешивали многочисленные экспонаты – сервизы, мебель, макеты, костюмы. В центре зала – старинный детский трехколесный велосипед. Интересно, какое отношение он имеет к войне?
Игры и балы
Ольга Александровна Захарова, заведующая фондовым отделом музея-заповедника, объясняет:
На этом велосипеде по дорожкам Петергофа катался цесаревич Алексей. И мы посчитали, что он необходим в нашей экспозиции. 100-летие Первой мировой войны — памятная дата, мимо которой нам было трудно пройти. Но все-таки мы не военно-исторический музей. Численность войск, оружие, обмундирование — не наша тема. Тогда родилась идея рассказать о том, что было вокруг этой войны, как царская семья жила в Петергофе в преддверии войны, что творилось в мире, чем интересовались люди.
И этот велосипедик — часть той жизни. Мы привезли еще теннисную ракетку, кстати, в Александрии — нижнем парке, где находился коттедж царской семьи, — был создан один из первых теннисных кортов.
— Красивый веер — тоже примета предвоенного времени?
— Примета жизни. Дамы любили балы, поэтому мы взяли вещи, которые имеют отношение к балу: веера, перчатки, сумочки, бальные книжки, про которые читали или слышали все, но вряд ли видели вживую.
Я заглянула в святая святых — бальную книжку. Изящная штучка, тоненький карандашик, как засов, запирает ее, но стоит его вытащить — и книжка раскрывается. На одной стороне перечень танцев, на другой – имена кавалеров. Интересно бы узнать, с кем танцевала императрица, но ее книжка не сохранилась…
— Бальные книжки держали в сумочках, иногда крепили на поясе. Как украшения использовали и другие изящные предметы. Где-то у нас было очень красивое маленькое зеркальце, но мы его еще не распаковали, очередь не дошла.
Мелочей нет
На императорском стуле, самом настоящем, который стоял в кабинете Николая II, лежит вполне современная, распечатанная на принтере схема.
— Это план экспозиции, — объясняет Ольга Александровна. — Мы продумываем, что будет стоять и что мы будем рассказывать в каждом зале, чтобы посетителям было интересно. Эта выставка передвижная, она уже побывала в Архангельске и Пскове. Петрозаводск — последняя точка маршрута. Экспозиция несколько меняется в зависимости от помещений и площади. В Петрозаводске очень хороший музей, должно получиться интересно.
На пурпурном фоне — портреты Николая II и Александры Федоровны. Чтобы белые веревки не выделялись, сотрудники музея забрались под потолок и красят их в красный цвет. В экспозиции нет мелочей.
В этом зале каждый предмет говорит о дипломатии. Удивительной красоты резной костяной шкафчик — подарок японского императора. Недорогие игральные карты раздавали публике, которая пришла встречать французского президента. Знаменитая французская карточная фирма Гримо сделала карты специально к этому визиту. На картах изображены главы государств: Николай II с супругой, президент Франции, знаменитые военачальники, а на числовых картах — Москва, Петербург, Петергоф, Версаль, Париж. Это время рождения союза «Антанта».
— А эта привычная колода карт что здесь делает? Играете в свободное время? – пытаюсь пошутить.
У этих карт любопытная история. К 299-й годовщине династии Романовых был устроен грандиозный «Русский бал»». Все гости пришли в стилизованных под народные костюмах. Потом был сделан альбом с портретами, а к 300-летию царского дома Петербургская карточная фабрика выпустила такую колоду карт. После революции, в 1922 году, когда фабрика возобновила свою работу, были использованы сохранившиеся штампы. Так что все советские годы, да и сейчас, картежники играют Романовыми.
Моя собеседница может о каждом предмете рассказать интересную историю. Например, о вазах, которые были знакомы со всеми дипломатами, послами, главами государств, приезжающими в Петергоф, о малахитовом письменном приборе из кабинета императора, сделанном по уникальной технологии русской мозаики...
За Отечество!
Но тут распаковали яхту, конечно, не саму, а уменьшенную копию, и позвали Ольгу Александровну посмотреть, как пережила переезд яхта «Александрия». Она внимательно рассматривает канаты, обшивку, каждую деталь. Все отлично.
— Обратите внимание, на флаге — герб Александрии: на синем фоне белая роза и шпага, говорит она. — Для Александрии, где находился коттедж императорской семьи, был создан герб и всем известный девиз: «За веру, царя и Отечество!»
Последний зал экспозиции посвящен рассказу о войне. Дамам из дома Романовых уже не до танцев. Они служат в госпиталях.
— Нельзя недооценить роль Красного Креста. Своими стараниями, уходом сестры милосердия вытаскивали с того света солдат. И это тоже страничка истории.
Создавая выставку, мы пошли от предметов, но они столь разнообразны, что их языком можно говорить обо всем: мире, войне, любви, ненависти, счастье, отречении, жертвах, потерях и находках... Это и есть музей. Здесь каждый предмет рассказывает свою историю, а искусство музейных работников создает большую картину события.
Выставка «Первая мировая. Петергоф. Прелюдия трагедии» открывается сегодня и будет работать до 17 декабря. После этого она возвратится в Петергоф.