Как карелы возили машину на санках и зарабатывали на этом до тысячи рублей в год
Если задуматься, какая же заветная мечта была у деревенской хозяйки лет сто назад? Ответ приходит быстро – конечно, машина. Заграничная или отечественная, это не важно. Лишь бы была на ходу и служила долго. И даже, наверное, не столь существенно – ножная она или ручная. Только была бы. Как вы догадались, речь не об автомобиле, а о швейной машине. Верный чугунный "Зингер" поможет и семью обшить, и заработать.
И сейчас едва ли не в каждом доме есть швейная машинка – это может быть и электронная "японка" с корпусом космической красоты, и чугунная старушка, доставшаяся от мамы или бабушки, которая никак не может сломаться в силу своей надежности. Знают ли счастливые обладательницы «Чаек» и «Подольска», что в их руках прямые наследники знаменитого «Зингера»? Точно так же, как чешские, польские машины и даже финская «Tikka» имеют зингеровские гены, недаром их производили на базе бывших филиалов этой фирмы.
В постоянной экспозиции Национального музея две ножных машины «Зингер» - эта марка хорошо знакома даже школьникам. И неудивительно, ведь они до сих пор есть во многих семьях – производили их миллионными тиражами, а сами машины фактически неубиваемы.
Ошибаются посетители музея только в ответе на один вопрос: чья это машина, из какой страны родом? Обычно все хором отвечают, что немецкая. И миф этот чрезвычайно живуч в сознании наших сограждан. Даже в Интернете в качестве популярного запроса вам предложат: «Зингер фирма основана в Германии».
На самом деле родина «Зингера» - США. Это американская машина, чей создатель Исаак Зингер родился в Америке в еврейской семье, приехавшей из Германии.
Сама машина была запатентована в 1851 году и поначалу была очень дорога – 100 долларов. Но создатель удешевил ее, добившись цены в 10 долларов, и «Зингер» приступил к завоеванию мира. Через несколько десятилетий швейные машины производили европейские филиалы фирмы в Шотландии и Германии. Уже во второй половине XIX века «Зингеры» стали проникать в Российскую империю.
С 1901 года появился и русский филиал фирмы «Зингер» в Подольске. Руководили им немцы, что также способствовало восприятию фирмы как немецкой. В копилку «немецкого» происхождения попали трофейные «Зингеры», вывезенные в 1945 г. из Германии, где американские машины делались на заводе Виттенберга.
Но вернемся к подольским «Зингерам» начала ХХ века. Рекламные соображения потребовали заменить латинское «S» на кириллическое «З», переведя название фирмы на русский язык, и яркие плакаты с красавицами за швейными машинами заполонили витрины многочисленных фирменных магазинов.
Продуманная рекламная кампания и отлаженная система магазинов сделала машину доступной в самых отдаленных частях необъятной России. Стоимость машин была самой разной: от 15 рублей за самую дешевую ручную машинку до 140 рублей за ножную высшего класса.
Но даже и 15 рублей для русского крестьянина были деньги немалые, поэтому фирма «Зингер» активно использовала систему кредитования своих покупателей, предлагая им выплачивать по 1 рублю в месяц.
Пять-шесть раз в год агенты фирмы объезжали села и деревни, собирая взносы за купленные машины и отмечая их в специальных кредитных книжках и собирая заказы на новые машины.
Фирменный магазин «Зингер» в Петрозаводске располагался на Садовой улице, в частном доме популярного шведского фотографа Карла Йогансона, в районе перекрестка современных ул. Кирова и ул. Свердлова. Как выглядел этот магазин, мы не знаем, а вот полюбоваться на витрину петербургского магазина можем.
Чиновники-статистики насчитали 262 машины в Олонецкой губернии в начале ХХ века, при этом признавали, что в действительности их может быть больше.
Больше половины из этого числа приходилось на южный Олонецкий уезд, где крестьяне жили более состоятельно. В зажиточных семьях швейная машина была обязательной частью приданого невесты.
Приобрести машину старались портные, чей труд и заработок зависели от скорости шитья. В губернии сто лет назад было около тысячи портных (897 мужчин и 95 женщин), по осени уходивших из дома на заработки и возвращавшихся весной.
Те, кто мог себе позволить иметь «Зингер», предпочитали ручную модель и возили ее с собой на санках, перемещаясь из деревни в деревню, из дома в дом.
Сшитые на машинке вещи были дешевле, но и шились быстрее. За брюки брали до 60 копеек, за пальто 2 рубля. За сезон портной в переделах своего уезда мог заработать 200 рублей. А вот предприимчивые заонежане, жители Толвуи и Великой Губы, уходили в Питер, где объединялись в артели и организовывали мастерские, в которых зарабатывали до 1000 рублей в год.
Продуманный еще в XIX веке подход к производству машин позволяет и сейчас любому владельцу старинного "Зингера" определить год и даже место его создания. Они зашифрованы в серийном номере, который есть на каждой машине.
В смутных 1990-х годах возникло несколько легенд, связанных с «Зингерами». Благодаря слухам легковерные владельцы машин надеялись найти в чугунных подставках и деталях платину, а затем люди продавали скупщикам попорченные машины по дешевке. Искали машины, чье название пишется не «Singer», а «Zinger» - якобы в них после революции были спрятаны ценности… Торговая марка «Zinger» тоже существует, только занимается она производством маникюрных принадлежностей.
И пусть на антикварном рынке машины не редкость, уж слишком много их делали в свое время, они до сих пор ценятся для шитья изделий из толстых материалов, кожи, брезента, парусины. Из ажурных чугунных станин ножных машин сооружают изящные столики. Но самое главное в них не интерьерные достоинства, а семейная память о тех, кто в свое время так радовался новенькому тяжелому «Зингеру», украсившему собой горницу в доме.