Чем лучше бензин, тем хуже дороги?
Тема дорог для жителей Карелии традиционно болезненно актуальна. Не случайно, к средствам, которые аккумулируются в Дорожном фонде Карелии, приковано внимание не только руководителей муниципалитетов, но и просто граждан. 10 июня на встрече с председателем госкомитета по транспорту РК Константином Харакозовым выяснилась удивительная вещь: чем более качественным бензином мы заправляем свои машины, тем меньше средств поступает в Дорожный фонд РК.
В 2013 году, рассказал Харакозов, вместо плановых 3,127 миллиарда рублей в Дорожный фонд Карелии поступило 2,737 миллиарда рублей. Другими словами, Дорожный фонд недосчитался 390 миллионов рублей. На ремонт автомобильных трасс из фонда было выделено 439 миллионов рублей фонда, за счет которых удалось привести в порядок 10 мостов и 66 километров дорог.
Сокращение поступлений в фонд, пояснил Харакозов, связано с тем, что граждане стали чаще покупать более качественный и дорогой бензин с высоким октановым числом. Секрет в том, что акцизные сборы на такой бензин меньше, чем за менее качественное топливо. Так как фонд примерно на 65-70% формируется за счет акцизных сборов, то выбор качественного топлива приводит к серьезному сокращению денежных поступлений на ремонт дорог. В общем, как ни абсурдно это звучит, но чем лучше бензин, который мы покупаем, тем хуже наши дороги.
Правда, можно надеется на «массовость». Ведь, чем больше туристов и транзитных пассажиров посетили карельские заправки, тем богаче должен становиться республиканский дорожный фонд. Судя по прогнозным показателям, массового заезда туристов не предвидится.
Общий бюджет фонда в 2014 году должен составить 2,278 миллиарда рублей или на 450 миллионов рублей меньше прошлогодних «достижений». На ремонт дорог будет истрачено только 263 миллиона рублей или в 1,6 раза меньше, чем в 2013 году. Урезали и субсидии, которые выделяются на улучшение дорожной сети карельских городов. Если в 2013 году Петрозаводску отдали более 400 миллионов рублей, то в этом году в лучшем случае столица республики может рассчитывать только на 200 миллионов рублей.
Петрозаводская администрация постоянно упрекает правительство в том, что до сих пор не заключено соглашение на «дорожную субсидию». Как объяснил Константин Харакозов, проблема в том, что республиканскому правительству никак не удается защитить в Москве госпрограмму. В комитете по транспорту надеются, что после после праздников документ согласуют и к 20 июня соглашение с Петрозаводском будет подписано. При этом Харакозов отметил, что городу ничто не мешало начать ремонтные работы, так как 2 месяца назад в петрозаводскую администрацию было направлено гарантийное письмо, где правительство подтверждало запланированное финансирование.
С 2014 года муниципальные образования должны напрямую получать дополнительные средства, которые зависят от объема продажи бензина на территории муниципалитета и протяженности автодорог. В общей сложности, это примерно 250 миллионов рублей. Петрозаводск из этой суммы может рассчитывать на 24 миллиона рублей дополнительно.
Не секрет, что жители республики были возмущены, наблюдая, как накануне приезда российского президента пытались привести в порядок часть автотрасс по маршруту президентского кортежа. Как пояснил заместитель председателя госкомитета по транспорту Алексей Марков, все эти, с позволения сказать, ремонтные работы прошли по статье «содержание дорог» в рамках заключенного госконтракта. Другими словами, за эти «заплатки для президента» расплатились деньгами налогоплательщиков.
«Когда гостей принимаете, порядок наводите в квартире?» - попытался оправдать Константин Харакозов столь странное расходование бюджетных средств. Жать, что хозяева нашей «карельской квартиры» вспоминают о порядке только перед приездом высокопоставленных гостей.