04 июня 2014, 08:59

«Автоспецтранс» возвращается в город

На петрозаводском "мусорном" рынке идут конкурентные войны.

На петрозаводском "мусорном" рынке идут конкурентные войны.

Это только кажется, что собирать мусор — дело неблагодарное. В реальности мусорный бизнес может принести неплохие дивиденды, если правильно поставить дело. В Петрозаводске в последнее время за право вывозить мусор развернулась нешуточная борьба, которая едва не обернулась уничтожением муниципального предприятие «Автоспецтранс». Многие уверены, что, если бы на последних выборах мэра карельской столицы все пошло по официальному сценарию, то «Автоспецтранс» уже приказал бы долго жить.

Кабальный договор

- Вы заметили, как убирается Петрозаводск? Ужасно. При этом парадокс: муниципальное предприятие, которое должно заниматься вывозкой мусора, и имеет современную технику, стоит, – едва я переступила порог объединения карельских профсоюзов бросился рассказывать о наболевшем Андрей Паховом, возглавляющий профсоюз работников жизнеобеспечения. Причина бездействия муниципального предприятия, традиционно убиравшего петрозаводские дворы от мусора, в кабальном договоре, который оно вынуждено было заключить с фирмой «Озон».

История прихода фирмы ООО «Озон» в Петрозаводск, считает Андрей Пахомов, связана в предвыборной компанией бывшего мэра карельской столицы Николая Левина. Весной 2013 года МУП «Автоспецтранс» заключило договор с фирмой «Озон» на вывоз мусора, причем на условиях, которые впоследствии легли в основу уголовного дела.
По версии Пахомова, «мусорная тема» должна была поднять рейтинг действующего мэра на грядущих выборах, так как «Озон» обещал оперативно снабдить город современными пластиковыми контейнерами. Возможно, были и другие договоренности, но о них можно только догадываться. В итоге, администрация «разрешила» муниципальному предприятию нанять субподрядчика, который получил практически 90 процентов петрозаводского рынка. 

Проглотить муниципала

Как рассказал председатель профсоюза, по условиям договора, муниципальное предприятие обязано было выплачивать каждый месяц фиксированную сумму, вне зависимости от того, сколько мусора вывезет «Озон» и какое количество клиентов обслужит. По его мнению, фирма «Озон» фактически гарантировала себе безбедное существование, а всю ответственность за качество работы нес «Автоспецтранс».

- На сегодняшний день у предприятия нет работы. Убирает мусор «Озон», а все деньги, которые собирает «Автоспецтранс», предприятие вынуждено  отдать субподрядчику, - продолжил Пахомов.                

Он убежден, что в Петрозаводске планировалась отработанная комбинация по поглощению муниципального предприятия частной фирмой. ООО «Озон» входит в крупный «мусорный» холдинг МАГ Групп, базирующийся в Нижнем Новгороде и работающий в семи российских регионах. Технология вхождения на рынок, рассказал Пахомов, давно обкатана. После того, как с местной властью достигнуты необходимые договоренности, у руля муниципального предприятия ставится свой человек, заключается договор с фирмой-«поглотителем», которая постепенно «убивает» муниципала, превращаясь, если не в монополиста, то в главное действующее лицо в том или ином сегменте рынка.

В 2013 году на должность директора «Автоспецтранса» назначен нижегородский специалист Евгений Минервин, который заключает малоперспективный для муниципального предприятия договор директором ООО «Озон» Андреем Фроловым, тоже прибывшим в карельскую столицу из Нижнего Новгорода.

В «Автосцетрансе» начались тяжелые времена. Как рассказал председатель профсоюзной организации МУП «Автоспецтранс» Валентин Рыльков, с сентября прошлого года коллектив сократился с 270 до 150 человек. Водителей  почти не осталось. Между тем предприятие приобрело в лизинг четыре новых автомашины «Вольво», создана хорошая ремонтная база, закуплено оборудование по измельчению мусора, пресс для утилизации пластика. У «Автоспецтранса», убежден Рыльков, есть все, чтобы нормально работать. Но МУП едва не угробили.    

«В Петрозаводске быстро убить муниципальное предприятие не получилось», – сказал Андрей Пахомов. Коллектив «Автоспецтранса» в октябре 2013 года обращался к новому мэру Петрозаводска Галине Ширшиной с просьбой остановить этот  рейдерский захват. С тех пор прошло больше полугода.

Вырастить конкурента

Что происходит сегодня на предприятии? Мэр Петрозаводска была предельно осторожна, комментируя ситуацию с «Автоспецтрансом». Она сказала, что договор с «Озоном» петрозаводская администрация оспаривает в суде. «Финансовая ситуация в МУП «Автоспецтранс» тяжелая, перспективы — продолжение судебных разбирательств», – сказала она. Ширшина отметила, что финансовые претензии «Озона» к «Автоспецтрансу» удалось снизить в суде на 10 миллионов рублей — с 27 до 17 миллионов рублей.

Если до 2013 года уборкой мусора в городе занимался только «Автоспецтранс», то сегодня в Петрозаводске помимо «Озона» появились и другие компании. Например, микрорайон Ключевая обслуживает фирма «Экосервис». В общем, муниципалам уже вряд ли удастся вернуть монополию. Впрочем директор «Автоспецтранса» Ольга Ильина на это и не надеется.  
 
С контейнерами на выход?

На территории муниципального предприятия царила идеальная чистота и безмятежный покой. Чистенькие, выкрашенные в победно-оранжевый цвет машины стояли в ряд, словно готовились к параду. Предприятие как будто замерло перед марш-броском.

Ольга Ильина солидарна с Пахомовым: Евгений Минервин готовил предприятие к банкротству. По ее словам, фирма «Озон» проявляла повышенный интерес к «Автосцецтрансу», выясняя, чем оно владеет и в каком состоянии находится материальная база. Ильина настаивает, что заключенный с ООО «Озон» договор является изначально убыточным. 
Кстати, в МВД Карелии подтвердили, что в отношении бывшего директора «Автоспецтранса» Евгения Минервина возбуждено уголовное дело. Его подозревают в заключении заведомо невыгодного договора и нанесении муниципальному предприятию ущерба.

Ильина рассказала, что, если «Автоспецтрансу» тарифы устанавливает Петросовет и по цене оно «подвинуться» не может, то у частных компаний возможностей намного больше. В последнее время «Автоспецтранс» потерял часть клиентов, которые напрямую заключили договоры с «Озоном». Получается, «Озон» пытается получить деньги дважды за одну и туже работу - и с «Автоспецтранса», в договоре с которым просто зафиксирована твердая сумма, не зависящая от количества контрагентов и объема работы, и непосредственно со своих клиентов. «Договор заключен только в интересах «Озона». У «Озона» есть права, у нас есть обязанности», – сказала она.

По словам Ильиной, до недавних пор «Автоспецтранс» было стабильным, прибыльным, развивающимся предприятием, отдающим часть своей прибыли в бюджет города. «Необходимости привлечения субподрядной организации не было», - утверждает она.

Не секрет, что претензий к качеству уборки мусора у петрозаводчан было немало и к «Автоспецтрансу». Как Ильина оценивает работу субподрядчика? По ее мнению, «Озон» убирает, конечно, не идеально, но и не плохо. По ее наблюдениям, там где фирма работает по прямым договорам, качество заметно выше.

Ольга Ильина сообщила, что получила от фирмы «Озон» письмо, в котором сообщается, что в связи с финансовыми трениями с 1 июня компания перестает вывозить мусор и забирает свои контейнеры.

 

Фирма «Озон», как и обещала, разорвала договор. Директор «Автоспецтранса» призналась, что предприятию в течение первых дней придется работать в авральном режиме. По ее словам, «Автоспецтрансу» отводится четыре дня на замен контейнеров, которые «Озон» устанавливал четыре месяца. «Конечно, в первую неделю город почувствуют разницу. Но нужно немного потерпеть», - сказала она. Хотя петрозаводчанам не привыкать. Фотосессия городских дворов является красноречивым доказательством того, что мусор пока непобедим....