26 мая 2015, 08:50

Алкоголь в шаге от школы. Бизнес против нравственности - кто победит?

<p>Бизнесмены и власти обсудили вопрос ограничения торговли спиртными напитками вблизи детских учреждений. Депутаты ждут предложений от бизнеса. Бизнес ждет поблажек от депутатов.</p>

На днях в мэрии вновь сошлись сторонники и противники скандального «закона о 10-метрах», вызвавшего общественный резонанс не только у нас в городе, но и по всей стране. Напомним, речь идет о действующем с 1 сентября 2014 года разрешении торговать спиртным на расстоянии 10 метров от детских садов, школ и спортивных учреждений.

По сей день вокруг этой действующей у нас нормы кипят споры. Ее сторонники, в число которых входит и мэр города Галина Ширшина, находят такое расстояние вполне оправданным, а противники, среди которых председатель Петросовета Геннадий Боднарчук, предлагают расширить зону запрета.

Те и другие спорят до хрипоты, не желая прислушаться к доводам противоположной стороны.

Но на заседании рабочей группы Петросовета 21 мая вдруг показалось, что некий компромисс между двумя точками зрения наконец-то может быть найден, причем за считанные дни...

Сторонники
По мнению начальника управления потребительского рынка администрации города Ольги Бовсуновской, у этой проблемы, кроме нравственной стороны, есть еще и экономическая. И на эту сторону в условиях кризиса нужно обратить внимание в первую очередь.

- По нашим данным, при увеличении зоны запрета серьезные финансовые потери понесут 148 предприятий, из них 123 торговых и 25 организаций общественного питания, - сказала она. – Это самые разные предприятия — от гипермаркетов до небольших магазинов. В том числе 22 магазина, которые служат единственном источником доходов для их владельцев, жителей нашего города, и 16 так называемых «магазинов у дома». Под угрозой окажутся в общей сложности 1200 рабочих мест...

Хуже всех будет магазинам «Магнит» (17 попадают в запретную зону), «Семья» (11), «Ленторг» (8). Последняя сеть, как известно, принадлежит политику Василию Попову, который привел в мэры Галину Ширшину. Случайно ли мэр выступает противником предложений о расширении зоны?

К этому мрачному прогнозу сразу же присоединились руководители местных и федеральных торговых сетей. Их выступления сводились к тому, что если их предприятия попадут в зону запрета и им придется свернуть торговлю спиртным, небольшие магазины вынуждены будут закрыться, поскольку выручка от продажи спиртного в них доходит до 50 процентов от оборота всей остальной продукции.

А гипермаркеты (в них выручка от продажи алкоголя составляет 15-20 процентов), чтобы компенсировать убытки, должны будут поднять торговую наценку на другие товары, в том числе первой необходимости, такие, как молоко и хлеб. Сейчас низкие цены на последние компенсируются значительными наценками на винно-водочную продукцию.

И это уже не говоря о сокращении рабочих мест и поступлений в городской бюджет, которые составляют десятки миллионов рублей. Например, в одной только сети «Магнит» работу могут потерять 250-300 человек, а бюджет недополучит 20 миллионов рублей...

От экономистов и бизнесменов следовало ожидать, что они станут расписывать ужасы, которые должны наступить при расширении зоны запрета на торговлю спиртным. Но вот чего никто не ожидал, так это того, что к этой партии «экономического апокалипсиса» присоединится начальник управления образования администрации Петрозаводска Наталья Добродеева:

- Мы скорее склонны поддержать точку зрения специалистов управления потребительского рынка. Нужно в первую очередь обратить внимание на экономическую сторону проблемы, - сказала она. - Шаговая доступность алкоголя напрямую не влияет на то, что дети обязательно будут его пить. Тут нет прямой зависимости...

Противники
Противники действующей нормы, - и это тоже было предсказуемо, - больше обращали внимание как раз на нравственную сторону проблемы. Здесь есть два основных аспекта. Первый — доступность спиртного. Дескать, какой-нибудь школьник, прибежав в ближайший к его учебному заведению магазин за жвачкой, купит вместо нее бутылку пива.

- Мы часто проводим рейды, чтобы проверить, как соблюдается запрет на продажу спиртного несовершеннолетним, - рассказывает представитель общественной организации «Молодая гвардия» Андрей Редькин. – И надо заметить, что сети «Магнит» и «Лотос» не допускают таких нарушений, а вот еще одна известная в городе сеть, к сожалению, не столь законопослушна. Экономическая сторона вопроса? Но вот вам нюанс, о котором предыдущие выступающие почему-то не упомянули. Давно подсчитано, что 1 рубль, потраченный на алкоголь сегодня, в будущем принесет самому потребителю, другим людям или государству ущерб, выражающейся уже суммой в 3-4 рубля...

Другие выступающие сосредоточились на втором аспекте проблемы, на так называемой «визуализации». Допустим, дети замечательно воспитаны и не покупают спиртное в ближайших к школе магазинах. Но, бегая в них за чипсами, они постоянно видят стоящие на полках бутылки и пьяных личностей, околачивающихся вокруг. Когда-нибудь в будущем это может выстрелить. Ребята, повзрослев, весьма терпимо будут относиться к спиртному, а от этого к алкоголизму — один шаг, считают противники 10-метровой зоны. Нельзя забывать о том, что спиртное само по себе обладает чрезвычайной привлекательностью.

- У нас в семье не смотрят телевизор, самые интересные фильмы и передачи мы просматриваем на дисках, - делится историей из жизни, подтверждающей эту версию, настоятель Екатерининской церкви Андрей Верещагин. - И вот однажды мой старший сын принес диск с записью программы, в которой обсуждались разные сорта вина и показывалось как его надо пить. Так мои дети потом весь вечер и часть ночи все это увлеченно обсуждали...

Не запрет, а некие ограничения
Наверное, сторонники и противники действующей нормы в очередной раз так бы и разошлись, оставшись при своих мнениях, если бы председатель Петросовета Геннадий Боднарчук не предложил поискать некий компромисс. Во-первых, ни о каком сокращении рабочих мет речи не идет. Потому как обсуждается не запрет, а ограничение доступа.

К примеру, в ближайших к учебным заведениям торговых точках можно было бы ограничить ту же самую «визуализацию»: в крупных магазинах торговлю спиртным можно выделить в отдельные, закрытые отделы, а в небольших — прикрыть полки с винно-водочной продукцией занавесками, подобно тому, как это сделали с сигаретами.

– Можно было бы предусмотреть и другое ограничение, - предложил депутат Петросовета Валерий Матвеев. – Временное, на торговлю спиртным в ближайших к школам магазинам. Например, с утра и до 18 часов.

- В самом деле, мы здесь пытаемся найти разумный компромисс между интересами детей и интересами предпринимателей. Речь не идет о механическом расширении зоны запрета до 100 метров, – заметил проводивший заседание председатель Петросовета Геннадий Боднарчук. И прямо спросил бизнесменов: 

- Вы готовы пойти на предложенные ограничения?
Узнав, что тотальный запрет на торговлю им не грозит, некоторые из представителей бизнеса заметно смягчились.

- Мы готовы работать со шторками и ограничить время продажи спиртного, - сказал представитель сети «Магнит». – Но не с утра до 18 часов, это выльется нам в слишком большие потери, а скажем, до 14 часов — к этому времени ребятишки из школы уже разбегаются по домам...

- Прошу высказать ваши предложения по ограничениям торговли. Но сделать это нужно до 25 мая, чтобы депутаты успели их рассмотреть, внести свои поправки и выработать итоговый документ к сессии 3 июня, - попросил Геннадий Боднарчук.

Предприниматели согласились с этим предложением. И, может быть, впервые ушли после очередного заседания с убеждением, что удалось нащупать выход из тупика, в который зашла эта проблема.

После заседания...

- И что же теперь, фактор расстояния из новых правил работы магазинов исключается вовсе?

- спросили мы у Геннадия Боднарчука.

- Такой вопрос вполне закономерен, потому что, кроме всего прочего, на заседании рабочей группы выяснилось, что способы определения этого расстояния весьма туманны. Неизвестно, от чего считать — от забора учебного заведения до входа в магазин или от входа одного учреждения до входа в другое. Непонятно, учитывать ли ведущие в магазин дорожки, часто извилистые, или брать в расчет расстояние по прямой. На сей счет не существует единой методики — и в других регионах тоже...

И все же фактор расстояния нельзя совсем исключать. Я, например, представляю себе новые правила торговли для магазинов, находящихся в непосредственной близости от детских учреждений, примерно так: предприятие на расстоянии 30 метров — шторки и ограничения по времени, предприятие на расстоянии 80 метров — только шторки. Но посмотрим, что предложат бизнесмены...