29 октября 2012, 14:00

На свидание с Петрозаводском

На свидание с Петрозаводском

В детстве у меня была книжка сказок Даля — «Старик-годовик». Рассматривая картинки про Снегурочку, лису-лапотницу и гусей-лебедей, могла ли я знать, что спустя почти двадцать лет познакомлюсь с авторами этих иллюстраций?

На улице была метель, первый снег в этом году, но что-то подтолкнуло меня пойти на выставку «Свидание с Петрозаводском» карельских художников Валентины и Сергея Чинёновых. Там-то я и увидела развороты знакомой книги!

На данный момент, сбежав от городского шума, они живут в Псковской области, но Чинёнов очень твердо заявил: «Мы — карельские. Мы состоим в карельском союзе художников и выставляемся в Карелии».

В их иллюстрациях часто присутствует деревенский колорит: коровы, лошади, печки, самовары, и еще что-то неуловимое, что возвращает нас в детство. Действительно, их знают почти все, даже если сами о том не догадываются, ведь художники проиллюстрировали множество детских книг для издательства «Карелия».

И эти книги есть почти в каждом доме, многие на них даже учились читать. Выставлены работы не только из фондов музея, но и из личного архива Чинёновых, что позволяет более полно составить представление об их творчестве. Также на экране в зале музея транслируются невыставленные иллюстрации и фотографии художников в детстве и юности, за что музею отдельное спасибо.

На открытии можно было встретить как известных карельских живописцев, так и целую ораву учащихся ДХШ, которые, не стесняясь, брали у Сергея автографы. Поддавшись общему влиянию, и я взяла автограф на память. Выставка не ограничивается иллюстрациями к детским книгам, да и название её неслучайно.

«Свидание с Петрозаводском» — это не только посещение города в связи с вернисажем, а ещё и несколько серий графики, посвященных городу. Все узнаваемые виды города и его история в нескольких графических листах. Мы как будто поднимаемся на высокую гору или летим над Петрозаводском, и видим набережную, театр, стадион…

Как мне показалось, большинство посетителей выставки нашли в этих работах что-то своё. Вот место, мимо которого кто-то каждый день ходит или дом, в котором кто-то живет. А вот это иллюстрация к любимой сказке про «Девочку-снегурочку». А вот также кто-то спал утром в деревне у бабушки. И это обращение авторов к образам, близким каждому, создало на вернисаже неповторимое ощущение коллективного погружения в индивидуальные приятные воспоминания.

Кое-что удивило и в профессиональном плане — под большинством работ у Чинёновых коллективное авторство, это какой же слаженностью надо обладать, чтобы делать одну работу вдвоем, и при этом выполнить в одном стиле! Добрые персонажи, сдержанность по цвету, обращение к простым, но многозначным образам — вот основные черты «советской» школы иллюстраторов, современными представителями которой они являются.

Возможно, иллюстрация в таком виде – на бумаге в смешанной технике, не слишком интересна современной молодежи, когда в виртуальном мире столько ярких фантастических digital-картинок на любой вкус. Чего стоит хотя бы сборник «200 лучших иллюстраторов мира», являющийся ярким примером прогресса (деградации?) этого вида графики.

Но, отчасти, интерес к советской иллюстрации постепенно возвращается, некоторые люди уже начали пресыщаться модными цифровыми эффектами и отсутствием листа под изображением. Перед выставкой я пыталась найти иллюстрации Чинёновых в Интернете, и обидно, что практически ничего не нашла, поэтому посоветовала художнику выложить их в какое-нибудь сообщество иллюстраторов, и он обещал подумать об этом.

На данный момент увидеть их иллюстрации в таком объеме возможно только на выставке в Музее ИЗО, которая продлится до 2 декабря.