«Плевать я хотел на вялые шедевры!» – так написал Сальвадор в своем дневнике. Вялые шедевры – это одно дело, и совсем другое, когда возникает вопрос о подлинности работ художника. Такое сомнение часто следует рядом с людьми ищущими, оно заставляет подтверждать фактами свои мысли, перепроверять информацию, и делает более внимательными к чужой точке зрения. Вот и в Петрозаводске произошло событие, достойное детективного расследования! А именно выставка под названием «Шедевры Дали», открывшаяся на днях в музее ИЗО. На ней представлены литографии, гравюры и скульптуры из частной коллекции Александра Шадрина, выполненные в стиле Сальвадора Дали и подписанные его именем.
Вот что написано о них на сайте коллекционера: «Я представляю проект «Шедевры Сальвадора Дали», где собраны самые известные из сюрреалистических скульптур и графических работ, сюжеты к которым Дали разрабатывал и оттачивал всю свою творческую жизнь». Заметьте, «сюжеты к которым», но не непосредственно сами работы. Возможно, надо быть истинным фанатом художника, чтобы вдохновляться сюжетами по мотивам работ.
Но ближе к делу. Конечно, на выставке не представлены самые известные работы, такие как «Постоянство памяти» или «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», по которым даже самый непросвещенный зритель может узнать художника. В данной коллекции вообще отсутствует живопись. Для меня особенностью этой выставки стало отсутствие энергетики, которая обычно исходит от произведений искусства. И причиной тому отчасти было отсутствие их полной рукотворности и уникальности, ведь литография – способ художественной печати при помощи камня, да и гравюра также является тиражным способом, хотя каждый экземпляр и считается авторским. Кстати, произведение подписывается тем автором, который придумал рисунок, а не гравером, непосредственно вырезавшим его на доске и отпечатавшим. Скульптуру также можно тиражировать, используя одну форму. Но не могу отрицать того, что работы насыщенны образами, часто встречающимися в творчестве Дали – слон на тоненьких ножках, выдвижные ящики, туфелька, расплавленные часы.
Но все же, в моём восприятии, эти работы имеют к Сальвадору Дали не больше отношения, чем «чупа-чупс», дизайн этикетки которого Дали в свое время придумал. А по утверждению Стэна Лоуриссенса, автора книги «Дали и я: сюрреалистическая история» – вообще 75% произведений художника – фальшивки. В книге он описывает, как Дали использовал «творческих негров» для производства своих работ. По иронии судьбы сам Лоуриссенс даже отсидел в тюрьме за торговлю подделками.
Единственное, что было на выставке бесспорно рукотворно и эксклюзивно – это паспарту к работам, которое коллекционер вырезал сам. Тонкий картон, засечки в уголках – эта подача напомнила мне времена художественной школы, когда мы оформляли перед экзаменами свои «шедевры», чтобы они смотрелись более взросло и солидно.
Не каждый человек, владеющий коллекцией такой стоимости, которую даже и назвать отказался (сказал — считайте сами!), будет лично заниматься ее оформлением, даже если он был художником-оформителем в армии. К счастью, я не стала брать с собой тяжелый фотоаппарат на мероприятие, зато взяла блокнотик, в который записала массу смачных фразочек, отпускаемых бизнесменом: «богатых в России – умотаться», «ну гнида ты», «меньше, чем плесени на хлебе». Вот уж действительно, потрясающее сходство художника и коллекционера: оба умеют зарабатывать деньги, бунтари, мистификаторы, и за спиною обоих тянется шлейф сплетен о подлинности.
В суждениях о творчестве Дали частенько встречаются идеализированные и романтизированные отзывы, и этот миф мне тоже хочется немного развеять. Действительно, он был сюрреалистом (что дословно переводится «над реальностью»), но не был чужд ничему человеческому и земному. Ярким подтверждением этому является его собственные записи в дневнике, где он пишет подобные вещи: «Даже если я создавал какой-нибудь сюрреалистический объект, все равно символический характер функционирования данного объекта в точности совпадал с функцией заднего прохода». И это еще самое мягкое, что можно вычитать в «Дневнике гения» из области скатологии. Поэтому можно сходить на выставку хотя бы для того, чтобы найти все образы автора.
А еще мне вспомнилось, что в прошлом году примерно в это же время в Музее ИЗО проходила выставка Никаса Сафронова. И ведь на нее пришло очень много человек! И на «Шедевры Дали» придут. Ничего не поделать с тем, что в обществе сейчас идет гонка за брендами, а не за качеством. Да и вообще, фраза «я был на выставке Сальвадора Дали» – звучит гордо, модно и солидно.