16 апреля 2013, 12:02

Как важно быть не распоясанным

Как важно быть не распоясанным

«Иди скорее сюда! Ну что ты? А, ты ж привязана…» Речь не о домашних наказанных животных, и не о знаке протеста. Примерно такую фразу можно услышать в доме, где женщина занимается тканьем поясов. Впрочем, это в наше время вполне может быть и мужчина – среди них есть прекрасные специалисты в этом деле. Для лучшего натяжения нитей во время работы женщины привязываются к трубам отопления, к ручкам дверей. Мужчины, чтобы не ущемлять свою свободу передвижения, сооружают сложные конструкции. На Кижах можно видеть мастериц, привязавшихся к косой изгороди – очень удобно. Так делали и наши прабабки.


Тканье пояса на дощечках в белорусском селе Капланцы. Минская губерния. 1904 год

Из великого многообразия предметов, которыми пользовались наши предки, были и такие, которые объединяли всех людей – вне возраста, пола и профессии. Во-первых, для значительной части населения России это был нательный крест, а во-вторых, пояс. При всем уважении к христианскому символу, стоит признать, что история пояса гораздо древнее. Помимо вполне практичной пользы (он прижимает одежду к телу, удерживая тепло; позволяет поддернуть сарафан повыше, чтобы не наступать на подол), важнее для людей было его мистическое назначение.
Помните, гоголевский Хома Брут мелом чертил вокруг себя круг на полу церкви? Люди всегда верили в защитную силу круга, способную уберечь от нечистой силы. А поскольку нечисти во все времена было в избытке, то и был придуман надежный способ защиты «живота своего» в прямом и переносном смыслах — пояс. Его надевали новорожденному ребенку, и он сопровождал человека до конца жизни. Он мог опоясывать человека поверх одежды, но часто прятался под ней. Например, старообрядцы всегда носили нательный пояс, повязанный поверх нижней рубахи.
Человек редко снимал пояс: в современном русском языке слово «распоясаться» означает «обнаглеть», а раньше обозначало неуважительное отношение к окружающим, ведь человек вел себя, как дома.

В середине XIX века этнографы отмечали, что на Севере верхние пояса снимали во время церковной службы, и когда шли на исповедь, в знак отпущения грехов. В языческом мистическом смысле снятие пояса означало готовность его владельца к общению с нечистой силой. Пояс клали себе под подушку гадающие девицы, чтобы приснился жених. Через пояс, расстеленный у порога хлева, прогоняли хозяйки свой скот, выпуская его весной в первый раз. Для облегчения родов развязывали пояс роженицам. Те же старообрядцы снимали пояс только в бане, вместе с крестом, для чего в предбаннике могла быть сделана специальная полочка.

На свадьбе очень сильным оберегом для невесты был обрывок рыболовной сети, повязанный на талии. Считалось, что нечисть не может навредить человеку, так как не знает, сколько в той сети узлов, а незнание чего-либо мешает пакостить.
Не только праздничные, но и повседневные пояса старались украшать орнаментами. Наши предки умели читать символы, которые человек носил с собой. Из-за востребованности этого предмета одежды люди накопили большой опыт в изготовлении поясов. Используя шерстяные и льняные окрашенные нити, пояса вили, вязали, плели и ткали. Самые разные способы ткачества (на бердышке, на дощечках, на ткацком стане) позволяли мастерицам создавать разнообразнейшие орнаменты.

В коллекции Национального музея около тридцати поясов, многие из них поступили в первые десятилетия его существования, в последней трети XIX века. Мужские пояса были самыми длинными и широкими: 4 и больше метра, максимальная ширина — 15 сантиметров. Женские пояса были короче — 1.5-2 метра. Самый узенький тканый пояс всего полсантиметра шириной.


Пояса. 2 половина XIX века – начало ХХ вв. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Пояса делали девицы себе в приданое, в подарок подругам. С середины XIX века пояса стали изготавливать на продажу. Широкое распространение получили пояса с вытканными словами – это могли быть имя владелицы, мудрые мысли, пожелания и молитвы. На одном таком пояске читаем: «Сей поясок почетной девице Лизавете Николаевне от всей верности моей дарю честности твоей».


Пояс. XIX в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

На другом загадочная надпись: «Сей поясокъ парижъ всемирная выставка лети листокъ западу на востокъ пади на белу тому кто мил приятен серцу моему приятель всем носи 1900 года».


Пояс. XIX в. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

В Топозерском скиту (Кемский уезд) все приезжие получали молитвенные пояски. А делались они руками девушек, которых родители отправляли в скит для обучения грамоте и рукоделиям. Изготовление любой украшенной вещи требовало от мастерицы не только знания счета и симметрии, внимательности, аккуратности и острого зрения, но и творческого подхода к орнаменту и колориту. Иначе говоря, нужны были способности к математике, логике и художеству.


Пояс. Надпись«…преподобная княгиня Анна моли Бога о нас, яко мы к тебе усердно прибегаем скорой помощнице и молитвеннице о душах наших». XIX век. Национальный музей Республики Карелия

Постепенно завязывающиеся пояса были вытеснены ремнями, застегивающимися с помощью пряжки. Уже в конце XIХ века в коллекцию музея поступили пояса из Каргопольского уезда, застегивающиеся на крючки.


Пояс. 2 половина XIX века – начало ХХ вв. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

В Поморье на рубеже XIX-ХХ веков женщинам полюбились «ремни» — широкие прорезиненные или бархатные черные пояса с крупными пряжками из желтого металла. Ими подпоясывали сарафаны и кофты под грудью или по талии.


Ремень. Начало ХХ века. Кемский уезд, Архангельская губерния. Национальный музей Республики Карелия

Ремни давно и прочно вошли в нашу жизнь, поддерживая брюки, джинсы, перехватывая женские талии. Только вот растерял этот предмет костюма свое былое значение, оставив внешнюю ДЕКОРАТИВНОСТЬ да практическую пользу. Даже как-то жаль.


Праздничный наряд поморки. Начало ХХ века. Кемский уезд, Архангельская губерния. Национальный музей Республики Карелия

Национальный музей Карелии