14 февраля 2013, 11:20

Петрозаводская антология. Часть 2. Город-сад

Петрозаводская антология. Часть 2. Город-сад

Ты никогда не бывал в нашем городе светлом,
Над вечерней рекой не мечтал до зари,
С друзьями ты не бродил по широким проспектам…

Л. Дербенёв

Очарование есть в самых мрачных городах, конечно. Но городу, в котором живут, на мой взгляд просто не обойтись без идиллического ракурса. Нам надо иногда чувствовать себя счастливцами в счастливом мире. Ну не ехать же каждый раз для этого за тридевять земель!

Заботу об идиллическом Петрозаводске взяли на себя, мне кажется, в основном художники, фотографы и изготовители почтовых открыток. Моё детство, помню, совпало с популярностью видовых фотоальбомов, печатавшихся когда скромно, когда роскошно. Среди них попадались и посвященные Петрозаводску. Я особенно любила рассматривать в них фотографии тогда уже легендарных 1960-х годов. Среди моих фаворитов был сюжет с широким, пустым (машин раз, два и обчёлся), залитым солнечным светом проспектом Ленина. Позже мне не раз приходилось бывать и на выставках живописи с петрозаводскими пейзажами, которые буквально светились изнутри. И даже если живопись не была ошеломляюща и шедевральна, чертовски приятно было смотреть на кусочек чьего-то счастья на углу, например, Дзержинского и Карла Маркса или в ЦПКиО.


Художники рисуют, 1980-е гг.

Вот этого эйфорического Петрозаводска в литературных текстах невероятно мало. Если отбросить официальные гимны с заскорузлыми ходульными строками, то и слезу уронить не над чем. Кажется, что художники и писатели смотрят на город совершенно разным взглядом! Поля, леса, водопады, бабушкин чердак в деревне, Онего во всех ракурсах и видах — вот место счастья петрозаводского писателя. Исключений очень немного.

Одно такое исключение — стихотворение финноязычного советского классика Якко Ругоева «Осенний Петрозаводск». Это поэтический пейзаж солнечного утра в городе. Не отвлечённом, а названном своим именем и узнаваемом. Редкий пример. Кажется, что взгляд блуждает где-то в районе Пушкинской улицы и набережной:

А по утрам, из рейсов дальних,
Приходят белые суда.
И город корпусами зданий
Сбегает к берегу, сюда.
И тополя, как на поверку,
Спешат, чтобы застыть в строю,
И кран протягивает сверху
Свою стальную пятерню.
А небо сине и глубоко!
Весь в солнце город мой стоит
И светлыми глазами окон
В даль золотистую глядит.

Дата под стихотворением многое объясняет. 1960 год. Слушайте, ну умели ж люди быть счастливыми!


Из коллекции А. Михайлова. ТО «Наш фотоклуб»

Второй текст, который следует упомянуть в этом недлинном ряду — повесть петрозаводского историка, писателя и драматурга Бориса Александровича Гущина «Чародейка». Второй по хронологии, но, вероятно, первый по степени идилличности. Вся повесть по сути дела представляет собой историческую реконструкцию одной петрозаводской зимы 1886—1887 года, когда по замыслу автора молодой подающий надежды питерский артист попадает в провинциальный городок с надеждой подкормиться. Насколько его надежды увенчались успехами рассказывать не буду: кто читал, сам знает, а кто не читал, имеет такую возможность.


Петрозаводск, пристань

И вот на фоне вполне драматичного сюжета образ Петрозаводска появляется весьма неожиданный. Никаких «темных пятен на солнце», никаких обычных смущенных оговорок и ломания шапок, словно не о Петрозаводске, а о Париже речь. И главное, Петрозаводска этого непривычно много и говорится о нём обстоятельно и с удовольствием. Кажется, что вся экскурсия новоприбывшего по городу, составившая довольно обширное вступление, написана ради этого удовольствия и любования: «Выйдя из гостиницы, прямо перед собой он увидел общественный сад, а налево (летом, наверное, там общественная пристань) часовню и каток прямо на льду озера, огороженный ажурной оградой. Похоже, что вход платный. Он пошёл в безлюдный тихий сад и удивился вычищенным дорожкам. На самом высоком месте стоял павильон  — воксал с узкими высокими окнами, забитыми  ставнями. Над павильоном возвышался изящный бельведер. Николай Иванович нашёл щелочку между досками, приподнялся на цыпочки и заглянул в окно. Нет, это не театр. Скорее всего, зал для танцев. Пусто. И пол узорного паркета. Напротив главного входа на площади высоким длинным ящиком накрыт, наверное, какой-то памятник, а чуть поодаль сооружение типа закрытой беседки, тоже заколоченное досками, с кирпичной трубой на крыше. Странно. Хотя чего странного. Летом здесь, наверное, кухня для этого воксала. Тишину нарушил какой-то ритмичный шорох. Это сторож или дворник внизу метет дорожку у маленького домика в швейцарском стиле. Наверное, там и живет. Сад приятно удивлял своей ухоженностью, фигурными решетчатыми изгородями; небольшими, очевидно недавно подсаженными деревьями».


П. Шрага 1987 г.

Ухоженные дорожки, чистые улицы, гостеприимные горожане, весёлые катания на заезжих саамских оленях и прочие радости. А еда какая! Почти раблезианская: «На столе стоял какой-то гигантский пирог и ватрушки. Мелко наколотый сахар горкой возвышался в голубой вазочке на высокой ножке. Акулина Петровна поставила пирог под самовар и довольно обильно полила верхнюю корку кипятком.
— Вчера утром еще запекла сига в рыбник. Она ловко подрезала верхнюю корку, открыла пирог и начала угощать Николая Ивановича и рыбником, и разговорами…».

Петрозаводск конца 19 века у Гущина буквально город-сад, или «лучший город земли», если вспомнить лексику тех же шестидесятых. И когда в конце повести героям приходится отбывать в Петербург, они все чуть не рыдают, признаваясь, что в Петрозаводске они были счастливы, а вот что там будет в Питере… Реализм? Не знаю. Скорее, «возвышающий обман». Ну так он и дороже тьмы низких истин, как известно…

Окончание следует.

Викторина!

Вопрос: Анна Ахматова, Артур Конан Дойл, Кнут Гамсун… Из трёх названных писательских имён только одно «настоящее» и было дано при рождении, остальные два — литературные псевдонимы. Кто есть кто?

Ответы присылайте по адресу viktorina@vedkar.ru и вы сможете получить приз от книжного магазина «Буквоед», который расположен в самом центре города на улице Антикайнена, д.34 (Центральный рынок, 2 этаж).

НОЧЬ РАСПРОДАЖ!
16 февраля
с 20 до 23ч

— 30 %
на книги!

Антикайнена, 34
(Центральный рынок)

Приходите, мы вам рады!

17 февраля – творческая встреча с автором краеведческой летописи «Сорока-Беломорск» Светланой Кошкиной.
Спеццены на книги, автограф сессия.
Приходите, будет интересно!

Победитель предыдущей викторины

А победителем предыдущей викторины становится Игнатий Волков, быстрее всех ответивший, что большим поклонником пожаров был Иван Андреевич Крылов.

Поздравляем Игнатия и приглашаем в магазин «Буквоед» за призом!