С первыми заморозками бережные автовладельцы, ценящие свою и чужие жизни, меняют летние шины на зимние. Эта предзимняя процедура смены резины волнует не только водителей, но и пешеходов, настороженно следящих глазами за подозрительно виляющими автомобилями на скользкой дороге. А как жалок вид авто, тщетно пытающегося преодолеть обледенелую горку… Впрочем, пешеходу, семенящему по ледяному тротуару, тоже можно посочувствовать.
С той относительно недавней поры, как тысячи машин заполонили Петрозаводск, количество потребителей зимних шин резко скакнуло вверх. А как встречали зиму наши прадеды в суровых условиях полнейшего отсутствия автотранспорта? И забот, небось, не знали, вздохнет наш современник. И ошибется.
Так же леденела земля, так же штурмовали горушки покорные лошади, запряженные в крестьянские телеги, а уж про количество отшибленных при падении боков наших предков и говорить не приходится.
Начнем с транспорта, то есть с лошадей и средств передвижения. По уверениям историков, металлические подковы для лошадей появились в III веке благодаря находчивым римлянам, и за прошедшие века изменились немного. Подковывали, да и продолжают до сих пор это делать, лошадей круглогодично. Подковы крепятся гвоздями к копытам для защиты роговой оболочки и, так как копыта растут, их меняют каждый месяц или два. Для передних ног используют округлые подковы, для задних – овальные, повторяющие естественную форму копыт.
В пяточной части подков делались отверстия с резьбой для вкручивания шипов. Такие подковные шипы и предохраняли лошадь от скольжения и падения.
Любое движимое имущество – будь то автомобиль, или лошадь, требует расходов. Имея лошадь, хозяин постоянно сталкивался с необходимостью регулярной подковки питомца. Для этого требовалось 4 подковы, на каждую по 8-10 гвоздей, а если предстояла дальняя дорога, то на каждую подкову владелец запасал до 20 гвоздей, так как он имеют свойство теряться. Каждая подкова весила от 350 до 700 грамм, то есть в среднем на одного коня в кузнице при подковке тратилось до 2 килограмм железа и больше.
К чему такая арифметика? В деревне любой предмет из металла имел гораздо большую ценность, чем деревянная утварь – ведь за него нужно было заплатить живые деньги, а их надо было заработать… А если учесть, что наши предки вели натуральное хозяйство и обеспечивали себя почти всем необходимым сами, то становится понятно, что деньги в таких условиях приобретали еще большее значение, чем просто средство оплаты. Именно поэтому так радовался человек, найдя потерянную кем-то подкову – действительно, большая удача!
Хозяин нес свое железо в кузницу, где ковали подковы. Лошадь заводили в специальную «дыбу» — станок из четырех столбов и «обували». Еще немного арифметики – за оковку лошади с готовыми подковами кузнецы брали по 5 копеек с ноги, если подковы изготавливались тут же – до 15 копеек. Всего на подковку лошади владелец тратил около 60-80 копеек. Нам кажется, что это немного, но если учесть, что заработная плата чернорабочего в городе составляла в то время рублей 15, то становится понятно, что и такие расходы для крестьянина были очень ощутимы.
Помимо подковки лошадей, в кузницу несли и шинное железо, то есть металл, из которого кузнецы ковали шины для колес телег и тарантасов. В то время шины представляли собой железный обруч, туго набиваемый на обод колеса. Плохие дороги и ржавчина изнашивали шины, ввергая хозяев в расходы…
Разобрались с лошадными хозяевами, вернемся к пешим людям. В наше время можно приобрести недорогие подковы против скольжения на льду – полезная вещь, особенно для людей пожилого возраста. Но кто из нас знает, что это незатейливое приспособление имеет очень почтенную историю?
В витрине средневековой экспозиции Национального музея РК можно увидеть предмет, который обозначен как «ледовый шип» и датируется XIV-XVI веками. Однако самые древние шипы найдены в Старой Ладоге в слоях, относящихся к IX веку. Считается, что пришли они на Русь из Скандинавии. Уже в X веке они распространились повсеместно по Древней Руси.
Есть мнение, что не совсем правильно называть подобные конструкции, которыми украшали наши предки свою обувь, «ледоходными» шипами: их могли использовать и в другие сезоны. Представим себе обувь того времени – кожаная, с гладкой подошвой без каблука. Вам надо взойти или спуститься с горки, а трава мокрая… Тут и льда не надо, чтобы начать поскальзываться. Вот и выручали такие обувные шипы людей круглогодично.
В XVII веке обувные шипы исчезают из широкого обихода, так как появляется обувь с каблуками, снабжавшимися подковками. И только те, кто выходил на лед зимой, продолжали пользоваться древним изобретением. Оно сохраняло вид скобы с шипами, которую подвязывали под середину подошвы. Мы не знаем, как называли обувные шипы те, кто ими пользовался в средние века, но в XIX веке их называли «базлук» или «бузлук». Слова «базлук» и «каблук» отчасти похожи: их общий славянский корень «лук» означет «изгиб, дуга», а корни тюркского происхождения «buz» и «kab» означают «лед» и «пята, пятка».
Базлуками пользовались рыбаки, бесстрашно расхаживавшие в них по замерзшим рекам и озерам.
Вот и рыбак деревни Васюковской, что в Пудожском уезде, чья подкова для хождения по льду хранится в Национальном музее, сам того не зная, следовал примеру средневековых рыбаков, которых изобразил на своей гравюре шведский картограф Олаус Магнус в 1555 году. Олаус Магнус писал в своей «Истории Северных народов»: «Люди же в этих местах также «носят обувь на трех шипах снизу, как треножник», или «подковы на железных шипах».
Кроме рыбаков, базлук помогал тем, кто катался на коньках: стремительный конькобежец лихо катил на одном коньке, отталкиваясь шипастой подковой ото льда.
В свете всего вышеизложенного в преддверии наступающей зимы хочется пожелать всем побольше устойчивости!
Подписи к фото:
1. Подковы. Конец XIX века. Олонецкая губерния. Поступили в музей до 1918 года. Национальный музей Республики Карелия.
2. Подковы после реставрации. ХХ век Г. Пудож. Национальный музей Республики Карелия.
3. Крестьянский тарантас. Фотография И.А. Никольского из книги «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии», 1905 год.
4. Современные подковы для обуви.
5. Ледоходный шип. XIV–XVI века. Найден в Прионежском р-не. Национальный музей Республики Карелия.
6. Шипы. XIII – XIV века.
7. Крепление средневековых шипов к обуви. Реконструкция.
8. Подкова для хождения по льду. Середина XIX века. Д. Васюковская, Пудожский район. Национальный музей Республики Карелия.
9. «Рыбная ловля». Гравюра из книги Олауса Магнуса «Historia de Gentibus Septentrionalibus» («История северных народов», 1555).
Календарь-Викторина:
8 ноября (26 октября по старому стилю) отмечался Дмитриев день — память великомученика Дмитрия Солунского. В деревнях было принято варить пиво и угощать им гостей. В Карелии рецепт древнего пива сохранили только вепсы. Как оно называется, и как его варят?
Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка»!
Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.
Победитель предыдущей викторины
А победителем предыдущей викторины стала Татьяна Бердашева! Мы спрашивали, что это за такой праздник — Кегри, который карелы веками отмечали в начале ноября. И как следует его отмечать? Так вот Татьяна знает, что Кегри — древний осенний карельский праздник, связанный с завершением аграрного цикла. В старину праздник означал конец старого года и начало нового. Сначала Кегри отмечали, когда были убраны все зерновые, и работы земледельческого цикла были завершены. После Кегри начинались женские работы. Поэтому Кегри не был привязан к какой-то конкретной дате. В праздник Кегри много ели и пили. На Кегри обитатели потустороннего мира могли появиться среди живых. По некоторым данным Кегри карелы называли божество, которое оберегало домашний скот.
Именно Татьяне Бердашевой мы и вручаем приз от компании «Ярмарка» — Поленту!