Пелевин — единственный современный русский писатель, за выходом книг которого я слежу и которые регулярно покупаю. Не бросайте в меня камнями — бесполезно. Своих литературных пристрастий я не скрываю, и за последние лет 10 мне не раз случалось объясняться и с друзьями (это редко) и с коллегами-филологами (это чаще), как это я ценю столь неканонического автора. За последние 10 лет, впрочем, Виктор Олегович приобрёл уже вполне канонический статус, превратившись из подающего надежды писателя-фантаста в «самого влиятельного интеллектуала России». Именно такой «титул» он обрёл в 2009 году по результатам голосования на лучшем, может быть, тогдашнем сайте о культуре и искусствах, обогнав многих очень достойных и не в пример более медийных претендентов (не называю имён: и голосование памятно многим, и список доступен по сей день).
Аккурат 10 лет назад (помню даже по какому пролёту лестницы в университете мы поднимались) я смущённо объясняла одному из своих преподавателей-профессоров, что со временем Пелевина будут в университетах изучать. Недоуменно поднятые брови собеседника я тоже помню. А теперь что университеты — и в школьной программе для старшеклассников знакомая фамилия. Никакого, правда, ликования я по поводу последнего не испытываю. Во-первых, «Поколение «П», мне кажется, не лучший текст для школьного обсуждения. Есть и другие варианты. Во-вторых, я всегда волнуюсь за хорошую литературу в школьной программе. Слишком уж непростые отношения у искусства с дидактикой.
Не все тексты Пелевина вызывали во мне одинаковый восторг и не все я дочитала до конца. Скажем, одной из самых неудачных книг показалась мне «Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда». На середине я забросила и близкий по времени роман про лис-оборотней. Будучи филологической фифой, я не раз морщилась от брутальных анально-фекальных метафор, которыми одно время Пелевин не на шутку увлекался. Жаль, конечно, что многое умное и тонкое из него удобнее цитировать в кругу близких друзей, нежели в публичном пространстве. Но по большому счёту циничный Пелевин трёх-четырёх последних книг («АмпирV», «T» и «S.N.U.F.F.») мил и дорог мне ничуть не меньше, чем романтически-философский Пелевин времён «Жёлтой стрелы», «Затворника и шестипалого» и «Онтологии детства». И острое сочувствие во мне вызывает этот человек, которого дар (читай — судьба) заставляет раз за разом выходить на агору, на торжище с вечными, извините, истинами и духовными, простите, озарениями. Взвоешь тут, не то что заматеришься!
Неоспоримый факт: проза Пелевина в некоторых постоянных чертах действует на меня столь же целительно и обезболивающе, сколь и поэзия Пушкина, романы Джойса, или псалмы Давида, например. Во-многом потому, что каждый раз возвращает к пониманию того, что «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв» ©. Можно и короче сказать — потому что возвращает к пониманию. А понимание противу страдания первое лекарство и самое проверенное средство.
Современная жизнь мало располагает к пониманию (впрочем, было ли когда-нибудь иначе?). Об этом лучше всех сказал тот же Пелевин:
«— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.
Иегова кротко посмотрел на меня.
— Рама,— сказал он,— вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю («АмпирV»).
В самом деле, редко кто из нас, живучи в современной России, не испытывал неприятного чувства от бесконечного взаимного распускания павлиньих перьев в small talks что со случайно встреченным одноклассником, что с коллегой по работе. И трудно не испытать признательности к автору за то, что он понял, как это происходит, и подобрал слова так, чтобы и мне этот механизм стал виден. А, главное, подобно Сократу, философ-Пелевин и сам верен своей философии. И среди всех «влиятельных интеллектуалов России» он, один из очень немногих, кто использует свои книги не для того, чтобы донести до собеседника мысль, «что имеет доступ к гораздо более престижному потреблению».
Будет ли новая книга Пелевина такой же удачей, как был, скажем, роман «Чапаев и Пустота», или я заброшу его на середине, знать не знаю. Но судя по фрагментам, уже гуляющему в соцсетях, это всё тот же Виктор Олегович с его целительной диалектикой перехода от меряния чем Бог послал к попыткам понимания, кто мы и где мы.
«Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того, чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. Понимаешь, в чем разница?» («Затворник и Шестипалый»)
«В России так всегда, — любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может» («Чапаев и Пустота»).
«Современные философы — это подобие международной банды цыган-конокрадов, которые при любой возможности с гиканьем угоняют в темноту последние остатки простоты и здравого смысла» («ДППНН»).
«Человеческий ум сегодня подвергается трем главным воздействиям. Это гламур, дискурс и так называемые новости. Когда человека долго кормят рекламой, экспертизой и событиями дня, у него возникает желание самому побыть брендом, экспертом и новостью. Вот для этого и существуют отхожие места духа, то есть интернет-блоги. Ведение блога – защитный рефлекс изувеченной психики, которую бесконечно рвет гламуром и дискурсом» («АмпирV»).
«Люди постоянно гонятся за видениями, которые возникают у них в голове. Но по какой-то причине они гонятся за ними не внутри головы, где эти видения возникают, а по реальному физическому миру, на который видения накладываются. А потом, когда видения рассеиваются, человек останавливается и говорит – ой, мама, а что это было? Где я и почему я и как теперь? И такое регулярно происходит не только с отдельными людьми, но и с целыми цивилизациям» («АмпирV»).
Викторина!
Вопрос:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
По легенде, автором этих 4-х строк был сам А.С.Пушкин. Как называлось это всем известное произведение и чьим именем оно было подписано?
Ответы присылайте по адресу viktorina@vedkar.ru и вы сможете получить приз от книжного магазина «Буквоед», который расположен в самом центре города на улице Антикайнена, д.34 (Центральный рынок, 2 этаж).
Приходите в «Буквоед» за подарками – забавные, милые сувениры для Праздника Весны и других событий!
И конечно же, книги – в любом удобном формате –
в мягком переплете – в дорогу,
в подарочном оформлении – на память,
в карманном исполнении – в коллекцию!
Буквоед представляет книжные новинки разных жанров:
Новый роман для взрослых от создателя книг серии о Гарри Поттере Джоан Роулинг.
В Пэгфорде на сорок пятом году жизни скоропостижно скончался член местного совета Барри Фейрбразер. Это событие повергло горожан в шок. В провинциальном английском городке с мощёной рыночной площадью и древним монастырём, казалось бы, царит идиллия, но так ли это на самом деле? Что скрывается за красивыми английскими фасадами?
На самом деле тихий городок уже давно находится в состоянии войны. Богатые конфликтуют с бедными, подростки – с родителями, жёны – с мужьями, учителя – с учениками… Пэгфорд не такой, каким кажется на первый взгляд.
Но освободившееся кресло в местном совете только обостряет все эти конфликты и грозит привести к такой войне, которой ещё не видел маленький городок. Кто сумеет победить на выборах, наполненных страстью, двуличием и неожиданными разоблачениями?
Это большой роман о маленьком городе и первая книга Джоан Роулинг для взрослых. Прекрасное произведение, созданное удивительным рассказчиком.
Иллюстрированный Уголовный Кодекс Российской Федерации в рисунках Алексея Меринова – подарочное издание.
Для специалистов данной отрасли, способных с юмором отнестись к столь серьезной теме.
Самая ожидаемая книга 2012 года – Виталий Гиберт «Моделирование будущего»
Читайте – и будьте с нами!
Победитель предыдущей викторины
А победителем предыдущей викторины становится Игорь Радионов! Мы спрашивали: Один известный северный писатель-»деревенщик» праздновал день рожденья только один раз в 4 года. Кто он? И Игорь быстрее всех сообразил, что это — Федор Абрамов, у которого день рождения 29 февраля. Поздравляем победителя и приглашаем в магазин «Буквоед» за призом!