30 апреля 2013, 12:21

Был пост, будет и Праздник

Был пост, будет и Праздник

Году в 92-м моя уже очень старенькая бабушка завела разговор о Библии и ее персонажах, довольно точно цитируя библейские строки — то, чему ее обучали еще в церковно-приходской школе. «Да знаем-знаем!» отмахнулись мы, глупые девчонки, просвещенные японско-американскими мультиками «Superbook» в «Детском часе». «Откуда?!» изумилась бабушка. Она всю жизнь боролась с мужем-атеистом, гоняя его от единственной уцелевшей в доме иконы. «Приедет ко мне комиссия и что? У председателя – иконы!» негодовал дед, а бабушка ругала его суровыми вепсскими ругательствами и икону не отдавала. И дети в семье выросли с нормальным советским убеждением, что атеизм это правильно, но «что-то там» есть. Это что-то заставляло людей, которые имели воспитанное предубеждение против религии, красить яйца на Пасху и на работе, под воркотание радио про коммунистические съезды, обсуждать – а у кого красивее они получились.

Обычно предвестниками Пасхи становятся развалы с пасхальными наклейками, появляющиеся в магазинах в самом начале Великого поста. Затем за неделю до Пасхи – на улицах появляются тетеньки с пушистыми вербочками в руках. Еще цены на яйца подскакивают. В Пасхальную ночь всенощная собирает в храмы радостный народ. У хозяек свои заботы – гости, стол, покупные куличи, проблема недостаточно сухого творога для пасхи, раздумья, куда деть скорлупу от яиц, если они освещенные, выбрасывать-то нельзя… В принципе за сто лет изменилось мало что… Вот пасочницы стали пластмассовые, и трансляция из Храма Христа Спасителя – только потянись за пультом. Давайте сравним старую Пасху в Петрозаводске с нашими днями.


Пасхальная открытка. Начало ХХ века. По материалам Интернета

Наши прадеды не постились, а «постовали». И для людей, у которых в году было до 200 постных дней, Пасха была не только великим духовным праздником, но и «праздником живота». После питания одной растительной пищей и редко – рыбой (у старообрядцев только сушеной), разговлялись так, что маялись несварением и снова постились, уже вынужденно. Но я забегаю вперед.

К Пасхе готовились заранее. Хозяйки, ограничивая семью, копили творог, яйца, сметану, масло, муку, мясо. У мужчин свои заботы – прикупить пиво, вино и водку. С началом страстной недели женщины стирали белье, белили печки и потолки в домах, оклеивали стены новыми обоями, мыли, убирали. В пятницу и субботу красили яйца, пекли куличи, делали сырные (творожные) пасхи и готовили множество сытных и жирных кушаний с таким расчетом, чтобы их хватило на гостей на три дня как минимум.


Пасхальная открытка. Начало ХХ века. По материалам Интернета

В храмах Петрозаводска велись торжественные богослужения. Всенощная переходила в раннюю обедню. С 23 часов до часу ночи вокруг каждой церкви зажигались смоляные бочки с заложенными в них дровами. Храмы, а их в Петрозаводске было 17, были переполнены народом: кто не смог войти, стоял возле и ждал крестного хода. Все молящиеся внутри храма и снаружи держали в руках свечи. Из-за духоты и тесноты многим становилось дурно, и многих приходилось выводить или даже выносить на свежий воздух. В этой же тесноте еще до заутрени хозяйки приносили святить яйца и куличи. Продуктов было так много, что их приходилось ставить не только на столы, но и на пол. И даже то, что все это могло раздавиться (и давилось ногами), не смущало женщин. Современники отмечали, что с каждым годом все больше приносят святить праздничные кушанья.

По возвращении из храма все христосовались – целовали друг друга троекратно и говорили «Христос воскресе!», отвечали «Воистину воскрес». Садились за накрытый стол и ставили самовар. В его ожидании разговлялись – пили, закусывали, потом пили чай. Все были обязаны съесть хоть одно яйцо, детвора «билась», «кокалась» яйцами, у кого крепче скорлупа.

Над городом летел колокольный звон. Горожане ходили друг к другу в гости. Чиновники и купцы делали визиты начальству, родным и хорошим знакомым, поздравляли с праздником. В каждом доме визитер задерживался не более 10 минут: поздравить хозяев, похристосоваться, выпить рюмочку и закусить, рассказать новость и откланяться. Дело это нетрудное, приятное, но страшно утомительное. Некоторых визитеров привозили домой, до того они «утомлялись».

Духовенство тоже делало визиты своим прихожанам, а чтобы не пересекаться, город делился на участки. И дома на каждом участке обходили попарно – священник и дьякон.

Каждый стол украшали куличи и пасхи. Для последних, делавшихся из сухого отжатого творога со сметаной, маслом, использовали специальные деревянные разборные формы – пасочницы.


Форма для пасхи. Начало ХХ века. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Сама форма пасхи (усеченная пирамида) напоминает о Гробе Господнем и украшалась она соответствующей празднику символикой. На внутренней стороне каждой из четырех граней вырезались буквы «ХВ», крест, яйцо и т.п. На готовой пасхе эти рисунки и буквы получались выпуклыми.


Форма для пасхи. Конец XIX — начало ХХ века. Олонецкая губерния. Национальный музей Республики Карелия

Если в глухой деревне не было церкви, то Пасха для местных жителей могла заключаться в том, что они приходили на крыльцо часовни и там съедали кусочек пасхи. У карел такие пасхи назывались «kabu» («ком»).

Русские заимствовали у карел подобное творожное блюдо, которое было очень популярным – кабуши. Они, как и пасха, делались из отжатого творога, чуть подсоленного: их лепили руками, придавая ладонями круглую форму. Высушивали и ели. И пасха, и кабуши были поминальными блюдами, но последние были популярны как лакомство в том же Петрозаводске в Петров день. Торговцы лепили их прямо на лодках у пристани, мазали сметаной и тут же продавали по копейке за штуку желающим, которые выстраивались в длинные очереди. Кабуши тут же и съедались – парни угощали девушек, родители детей. Но вернемся к Пасхе.

В зажиточных семьях была хорошая традиция – дарить девочкам на каждую Пасху подвеску-«яичко», которые нанизывались на цепочку и к совершеннолетию собирались в красивое пасхальное ожерелье. Украшались такие «яички» драгоценными камнями, яркими эмалями, делались из серебра и золота. В Национальном музее Республики Карелия есть подобное ожерелье из 20 подвесок.


Ожерелье пасхальное. ХIХ век. Россия. Национальный музей Республики Карелия

Итак, впереди Страстная неделя и Пасха. А вы заготовили луковую шелуху? На мой взгляд, покрашенные ею яйца самые красивые и никакие яркие наклейки так не радуют глаз, как сочный темный цвет, который дает лук.

P.S. Чуть не забыла! Совет от этнографа К.К. Логинова, которым не могу не поделиться: в Чистый четверг (2 мая) с утра возьмите в руки и перебирайте то, что вы хотите умножить в своей жизни (деньги, пасхальные ожерелья, что угодно на ваш вкус, но будьте бдительны с глаженьем котов и собак). Говорят, должно сработать. Потом расскажете, получилось ли.

Национальный музей Карелии