11 марта 2013, 12:35

«Желаю заговеться на хрен, на редьку, на белую капусту»…

«Желаю заговеться на хрен, на редьку, на белую капусту»…

Гор и горок в Петрозаводске много: зимой они атакуются легкомысленной малышней и не менее легкомысленными родителями с чадами. Вот молодой отец вылетел с ватрушки и мужественно морщится, ушибив пятую точку, но его дитя в розовом комбинезоне веселится, и папа снова тащит ребенка на вершину крутой горы. На смену жестким картонкам моего детства пришли травмоопасные ватрушки… А как катались наши дедушки?

Сразу скажу, что массовые катания всегда были связаны с Масленицей, которая в этом году начинается 11 марта. Проводы зимы и встреча весны, которые символизировала собой Масленица, праздник очень древний и архаичный. Народные гуляния, угощение блинами и сожжение чучела, которое и олицетворяет Масленицу – так традиционно отмечают этот веселый праздник, после которого наступает суровый 40-дневный Великий пост.


П.Н. Грузинский. Масленица. 1889 год

Первые три дня Масленичной недели назывались Узкая Масленица, и у каждого было свое название: Встреча (понедельник), Заигрыш (вторник), Лакомки (среда). Узкая Масленица начиналась со встреч с родней, где обговаривались гуляния, пеклись блины и сооружались качели, балаганы, заливались горы для катания. Делали чучело Масленицы, которое возили в санях по улицам. В Заигрыш устраивали смотрины невест. Лакомки отмечались походом зятьев в гости к тещам на блины.
В четверг (Разгул) начиналась Широкая Масленица и прекращались все хозяйственные работы: начинались основные гуляния, народ катался на лошадях, устраивал соревнования, кулачные бои. За Разгулом шли Тещины вечерки (пятница), когда теща делала ответный визит в дом к зятю и дочери. В субботу устраивали Золовкины посиделки – невестки звали в гости сестер мужа. А заканчивалась неделя в воскресенье Проводами или Прощеным воскресеньем: все просили друг у друга прощения, а со следующего дня начинался Великий пост.

Так отмечали Масленицу на Руси. А вот на наших северных широтах чучело не мастерили. По крайней мере, очевидцы, еще 160 лет назад описывавшие масленичные забавы в Олонецкой губернии, отмечали, что такого обычая у местных жителей нет. Помимо угощения блинами, самым распространенным и любимым занятием в Масленицу были гуляния и катания. Только гуляли разные слои общества того же провинциального Петрозаводска по-разному: высший и средний классы устраивали балы и маскарады, собирая денежные средства с благотворительными целями, а рабочий люд развлекался кулачными боями и распитием горячительных напитков. Корреспонденты начала ХХ века, описывая Масленицу, отмечали в народе «гомерическое пьянство», сопровождавшееся драками и скандалами.

Катания же объединяли все слои общества. Наши прадеды любили и умели кататься, и делали это со вкусом. Катались на лошадях и с горок на санках.
Люди, владевшие выездами, запрягали лошадей в сани и катали по улицам: парни девиц, распевавших протяжные песни, молодые мужья – жен, а люди давно семейные – детишек. Молодоженам встречные кричали «хороша молода!», а если кто-нибудь крикнет «порох на губы» (на губе), то молодая женщина должна была поцеловать мужа, «снимая» порошинку. Если она этого не делала, то молодых дразнили криками «не любит, не любит!»


А.С. Степанов. Катание на Масленицу. 1910 год

С горок катались на санях и салазках. Сани затаскивались дружной компанией молодежи на гору, и мчались под общим весом седоков дальше, чем мог бы проехать один или два человека на санках. Зимними лунными вечерами кататься могли часами.
По санкам можно было легко определить состоятельность владельца. У людей побогаче и санки были лучше устроены — на железных полозьях, с мягкой подушкой-сиденьем, обтянутой тканью с бахромой. Управляли и тормозили специальными бороздилками.

Деревянные салазки делались как обычные сани, но в уменьшенном размере, в метр длиной, и обычно использовались для мелких хозяйственных перевозок.


Фрагмент детских санок. Надпись «1899 год. Братьев Ивана и Федора…» Село Шижня, Беломорский район. Национальный музей Республики Карелия

За неимением санок ребята могли использовать «козульки» — низкие скамейки, вырубленные из дерева так, что его сучки служили ножками. Сиденье скамейки заливалось водой, образовывался толстый слой льда, для большей гладкости могли и навоз втереть. Катались на таких «козульках», держась за ножки.

В Петрозаводске горки заливались тайком подростками – воду возили бочками, и залить могли всю дорогу. Взрослые ругались, но днем и сами были не прочь прокатиться с ветерком. А уж в Масленицу горки становились центром народного столпотворения. Главным местом катания в городе была рабочий райончик Голиковка. Для высшего общества горка устраивалась вблизи присутственных мест и
Губернаторского дома – там, где сейчас горит Вечный огонь.

Детвора атаковала горки с раннего утра, а взрослые подтягивались во второй половине дня. Молодежь каталась парами или по трое – два парня лицами друг к другу и на коленях у них девушка. Целью катающихся было обогнать впереди едущих, поддать посильнее и опрокинуть с дорожки в снег. Любили опрокидывать и свои санки, с визгом и хохотом падая с них – недаром Масленица славилась шумом и гамом. Большая часть публики собиралась по сторонам гор и наблюдала за катающимися, переживая за них и смеясь над неловкими падениями.


Ф.В. Сычков. Катание с горы зимой. 1889 год

Несколько лет в Масленицу петрозаводчан развлекали катаниями на северных оленях лопари. Саамские семьи останавливались за Песками, и на льду Онежского озера катали желающих на нартах, в каждые из которых было запряжено 4-5 оленей. Горожане охотно платили за это развлечение северной экзотикой.
В последние дни Масленицы ходили на кладбища, поминая умерших. В воскресенье же посещали родню и друзей, прося прощения. А при встрече на улице родные и знакомые приветствовали друг друга словами «Желаю вам о Христе радоваться», то есть встретить светлый праздник Пасхи, и – «желаю заговеться на хрен, на редьку, на белую капусту»…
Так что когда 17 марта будете просить прощения у близких и знакомых, то теперь знаете, чего пожелать им в преддверии Великого поста!

Национальный музей Карелии

Календарь-Викторина: 13 марта (28 февраля по старому стилю) отмечали день Василия Капельника. В этот день смотрели на сосульки и гадали по ним. Что же предвещали длинные сосульки?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка»!

Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.

Кстати, на проходившей недавно в Москве выставке «Продэкспо-2013» «Суп с булгуром «Турецкий» серии «Ярмарка: Готовые рецепты» получил наивысшую оценку экспертов и был награжден Дипломом I степени с присвоением золотой медали «За качество». С чем мы наших партнеров и поздравляем!

Победитель предыдущей викторины

А победителем прошлой викторины становится Екатерина Лещева. Вот как она ответила на вопрос: 22 марта — день Сорока святых, или Сорока мучеников. Исстари на Руси ведется обычай в этот день выпекать ровно сорок жаворонков или голубей. Жаворонков, которые приносят на своих крыльях теплую пору года, в народе считали предвестниками весны.

Поздравляем Екатерину и приглашаем в редакцию за призом!