Загрязнение Онежского озера выявило давние проблемы нефтяных компаний
Мазутные пятна на Онего стало ровно 20 лет назад серьезным экологическим бедствием. Нефть залила даже пляжи Петрозаводска, которые усердно очищали спасатели. В этом обвинили одну из крупнейших петрозаводских компаний по сбыту нефтепродуктов — «Экотек-Росика». У нее даже приостановили действие лицензии на водопользование. Официальная причина — загрязнение акватории Онежского озера.
Появление нефтяных пятен на озере, по данным Комитета по природным ресурсам, датировали маем-июнем того года. Специалисты утверждали, что в озеро попало около 50-60 тонн чистого мазута.
«Вероятность высока, что загрязнение все-таки произошло с этого предприятия», - заявил Александр Ширлин, заместитель руководителя комитета, в котором полагали, что вину «Росики» доказывала экспертиза института водных проблем. Данные их исследования были таковы: мазут из озера и хранилища нефтебазы — идентичны. А на самой нефтебазе обнаружили следы нефтепродуктов в дренажных водах и канализации, где должна быть чистая вода.
В комитете по природным ресурсам не исключали возможность, что под самой нефтебазой скопилось большое количество нефти и постепенно шла утечка. Руководство «Росики» категорически отвергало все обвинения. Директор нефтебазы Борис Исаев сообщил: «Я не вижу вины «Экотек-Росика» в загрязнении акватории Онежского озера. Я уверен на 100%, что мазут, который плавает в озере — это не наш мазут». Утечка такого количества мазута с нефтебазы, по мнению директора, была невозможна: «Мазут имеет температуру замерзания 25 градусов. Это его паспортные данные. При 25 градусах он уже становится вязким, как пластелин. Как он может пройти через трубу 200 миллиметров?! Которая от очистных сооружений ведет к берегу озера. На расстояние в 500 метров! Ну нет такой технической возможности».
Кроме этого нефтебаза провела независимую экспертизу свойств и химического состава мазута в единственном на Северо-Западе аккредитованном институте в Киришах (кстати, именно оттуда везли в Петрозаводск бензин и мазут). Результаты экспертизы оказались прямо противоположны данным комитета: дескать, по вязкости и по химическому составу мазут «Росики» и мазут из озера отличаются. По словам Бориса Исаева, сообщения о движении нефтяного пятна они получили уже давно — в декабре 2000 года. А когда в начале лета оно появилось у берегов Петрозаводской нефтебазы, министерство по чрезвычайным ситуациям дало руководству «Росики» указание заняться очисткой берега.
«С нашей береговой территории мы убираем мазут, - сообщил Исаев. - С Онего пятна большие идут. Наш нефтемусоросборщик переведен на круглосуточный режим. И мы работаем по уборке этих пятен. Даже ночью. Выходим, контролируем обстановку вокруг территории, убираем». Получилось так, что очисткой Петрозаводской Губы от нефти занимались только работники «Росики». Удалось собрать около 15 тонн мазута.
«Надо изучить ситуацию и принимать решения о дальнейшей судьбе этого предприятия», - заявил Ширлин. Приостановление действия лицензии не означало прекращения работы ЗАО «Экотек-Росика». Просто за водопользование предприятие заставили платить по новому тарифу, в пятикратном размере.
Процветание семьи в некоторых поселках Карелии почти полностью зависело от слабого пола. Правда, иногда тяжкий груз финансовой ответственности ложился на хрупкие плечи женщин не по их доброй воле. Просто для мужчин не было работы в поселках. Взять, например, Импилахти. О происхождении его названия бытует красивая легенда. Дочь богатого купца красавица Импи полюбила бедного соседа, но строгий отец девушки запретил ей выходить за него замуж. Тогда она бросилась в озеро. Так и появилось у озера и поселка это название.
Времена изменились, и женщины уже не бежали топиться из-за неразделенной любви. Замуж они выходили совершенно спокойно. Но потом вкалывали всю жизнь, чтобы прокормить и мужей, и детей.
«В основном сейчас у нас здесь только женщины и работают в поселке, - призналась Галина Беляева, главный технолог швейного предприятия «Ана». - А что мужчины делают... Даже не знаю!» Почти все женщины поселка работали на предприятии «Ана». Там они шили комуфлированную форму для Российской армии, ФСБ и МВД. Этот товар имел огромный спрос: «У нас все с Питера. Все заказы — с головного предприятия идет».
Сколько платят в компании «Ана», никто так и не сказал. Женщины говорили — коммерческая тайна. Но по доброй воле отсюда не уходили. За места держались. Недостатка в кадрах хозяева предприятия не испытывали.
«Молодежь школу заканчивает, и кто не поступает из девчонок — сюда приходят. Их учат здесь. У нас полгода ученические идут», - рассказала Беляева. Давно умер в Импилахти некогда знаменитый совхоз. Мужчинам было некуда податься. Разве что промышлять рыбной ловлей, собирать грибы-ягоды: «Что еще работает кроме «Аны»? В поселке у нас есть связь, железная дорога, жилищно-коммунальное хозяйство. И все! Зверосовхоза давно уже нет».
Именно так, наверное, и происходит возрождение матриархата. Только обидно за мужчин, которые, вопреки своей воле стали зависимы от зарплат жен и матерей. А уезжать за лучшей долей из родных мест было под силу только молодым. Их в Импилахти уже тогда почти не осталось.
Петрозаводск посетили необычные гости — считающие коровы и летающие медведи. Три недели в столице Карелии провел цирк-шапито из Санкт-Петербурга. В переводе с французского «шапито» означает «большая палатка». Каждый год летом цирк из Питера отправлялся на гастроли. В 2001 году их маршрут прошел через Петрозаводск. Директор цирка Александр Ивашов признался: «К вам на гастроли наша группа приехала в первый раз. Но с большим удовольствием, потому что с этим городом нас связывает многое. Мы ровесники — Санкт-Петербург и Петрозаводск. Конечно, мы с радостью ехали в город Петра».
В программе цирка было много номеров с животными. Как с совсем безобидными, так и с хищниками. И делали эти животные самые невероятные вещи: коровы считали, медведи летали. И дети от них были в восторге. Но гвоздем программы был клоун Витюша.
Артист Виктор Яценов был клоуном со стажем. Когда-то в детстве он полюбил цирк, после школы поступил в цирковое училище. Вскоре вышел на арену с акробатическими номерами. К сожалению, век акробата недолог. Через 20 лет работы Виктор вышел на пенсию, но расстаться с цирком было выше его сил. Так он стал любимцем публики — клоуном Витюшей. Он исполнял сложные акробатические трюки так — что зал просто умирал от хохота.
Таким было 22 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.