Вершителями судеб в Петрозаводске стали не только взрослые, но и дети
О том, как строить жизнь в Петрозаводске, думали ровно 20 лет назад не только взрослые чиновники, но и дети. Созданный в начале 2000 года Школьный совет собрался в мэрии уже на свою вторую сессию. Ребята были как будто настоящие городские депутаты, но выбирали их не жители города, а коллективы их школ. Кстати, в одной из гимназий в те времена даже выбрали почти настоящую Думу, состоящую из учеников. Вот и на Школьный совет дети собрались со знанием дела. Сознательность, с которой молодые люди подходили к происходящему, удивила бы даже битого в законодательных баталиях политика.
-Городской школьный совет создан для того, чтобы выражать мнение ребят. И чтобы с их мнениями и предложениями считались, - говорила Маша Салаорг, ученица финно-угорской школы.
-Насколько реально добиться того, чтобы с вашими предложениями считались?
-Это достаточно просто, но для этого нужно действительно реально обсудить проблемы, которые возникают. А во-вторых, сформулировать какие-то реальные рекомендации, и чтобы это можно было выполнять, - говорил Сергей Храпов, ученик 27-ой школы.
Представители 19-ти школ города, в которых прошли выборы своего представителя в городской школьный совет, пытались утвердить темы и проблематику своей будущей работы. А также распределить ответственность за эти вопросы между комитетами. «Информация об образовании и досуговых возможностях, проблема беспризорных детей», - перечисляла Маша. Также среди заявленных направлений работы, например, ситуация с правами человека в школе, проблема школьного питания, а также проблема экстремистских организаций и молодежных антиобщественных группировок. Взрослые, которые выступили инициаторами создания школьного совета в городе, пытались в дальнейшем максимально дистанцироваться от работы этой организации. Впрочем, вопрос о том, зачем все это надо самим молодым людям, не поставил их в тупик: «Это нужно. Я живу в этом городе, я являюсь учеником в школе, и считаю, что это очень важно».
Чем отличается менеджер западной компании от директора в России — смогли в 2000 году на практике оценить выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров. В те весенние дни они проходили собеседование с представителями программы ТАСИС перед стажировкой в Европе. Кстати, недавно мы рассказывали о подобных стажировках, только в Америке и Канаде. Президентская программа подготовки управленческих кадров для предприятий действовала на тот момент уже три года.
В Карелии для последнего выпуска, студенты которого уже прошли четыре месяца напряженных занятий, наступил следующий этап — стажировка за границей. В этот раз с помощью программы ТАСИС — в странах Европейского Союза. «Это не недельный ознакомительный вояж, а это работа в течение трех месяцев в нескольких фирмах этой страны. Это уже совершенно другой подход», — заявила Т.М.Глушанок, ответственный секретарь программы. Собеседование с кандидатами в офисе Института управления экономики и права проходило на английском языке. Каждому из студентов приходилось работать в конкретной компании, над реальным проектом и рядом со своими западными коллегами постигать те нюансы, которые отличают западного менеджера среднего звена от нашего зав.отделом или зам.директора.
«Знаете, я долго думал, как бы сформулировать, что такое менеджер в отличие от директора, руководителя, управляющего. Я бы сравнил со спортивным термином «играющий тренер». Способность и работать в коллективе, и способность выполнить любую функцию в этом коллективе, вот этого, мне кажется, иногда не хватает российским менеджерам», - пояснил Эрик Пенс, эксперт ТАСИС.
Опыт руководства уже был у всех участников Президентской программы обучения. Однако после первого этапа они ощущали определенные подвижки и в своей работе, и в своем сознании. «Некая эволюция во взглядах произошла безусловно. Потому что кое-чего не знал, кое-чего недопонимал», - поделился Евгений Мехнин. В министерстве экономики, которое отвечало за эту программу, полагали, что семена, брошенные сейчас в почву управления, рано или поздно прорастут. Прорастут руководителями совершенно новой формации. «У республики возникает часто такой спрос, когда нужен новый директор. С современным пониманием. И вот здесь этот резерв кадров, подготовленный в рамках этой программы, он просто незаменим», - пояснили устроители проекта. Ну-ка вы знаете тех, кто сейчас руководит республикой, пройдя вот эту учебу? Может быть, они и впрямь не зря учились 20 лет назад. Пишите в комментариях!
Таким было 9 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?