В Москве карельская водка не пришлась ко двору, и ее завернули обратно
Карельский алкоголь не сумел пробить себе дорогу на Московский рынок! Такое известие пришло из правительства ровно 20 лет назад. А все из-за неудачных этикеток, которыми обклеивали в те годы бутылки с карельской водкой. Оперативное совещание в правительстве началось с подведения итогов Дней Карелии в Москве, которые были организованы в рамках сотрудничества, налаженного после визита мэра столицы России Юрия Лужкова к нам в республику.
В целом представление карельских экономических и культурных интересов в столице России республиканская власть оценила положительно. Однако не обошлось и без казусов. Две машины с продукцией «Авангарда» по техническим причинам не смогли добраться до Москвы, затерявшись в пространствах необозримого Отечества. Также по причинам более чем курьезным карельская алкогольная продукция не смогла тогда занять достойное место на московском рынке. Причем, качество нашей водки столицу устраивало.
Но этикетки на петрозаводских поллитровках не отвечали московским стандартам.
«Я вам скажу откровенно, - отметил Сергей Катанандов, - в Москве очень сложно решаются вопросы. Там руководители крепкие, там такой фокус не пройдет. Мы говорим мэру, что у нас есть водка, а потом оказывается, что у нас этикетки плохие. Точно также не пройдет фокус по любому другому вопросу. Нужно научиться работать с Москвой».
Среди местных товаропроизводителей, по словам министра экономики РК Андрея Кригера, в частности отличились «Карельские сувениры», заключив контракты на сумму больше 100 тысяч рублей (по тем временам — достижение), при месячном производстве в 50 тысяч. Таким образом в скором времени в крупных столичных универмагах на Новом Арбате появились достижения наших народных промыслов. Культурная часть программы имела более чем положительные отклики. Выступления карельских коллективов прошли в концертном зале «Россия».
Весной 1999 года и кинотеатрами перед Москвой Карелия похвастать не могла. У нас в то время не было ни одного стоящего. Даже простой косметический ремонт не могли организовать от бедности, что уж говорить про современную аппаратуру.
По этому поводу очень переживала тогдашний директор кинотеатра «Калевала» Светлана Будник (именно она впоследствии смогла раскрутить свой кинотеатр и сделать самым крутым в Петрозаводске). В центральном кинотеатре Мурманска, например, уже 20 лет назад средняя заполняемость зала составляла 80%. А у нас коллектив «Калевалы» бывал доволен, если из 500 мест в большом зале во время сеанса занято хотя бы 80. А уж о таком вполне обычном для Мурманска явлении, как предварительная продажа билетов, в наших кинотеатрах даже не мечтали.
«У нас народ планомерно отучали ходить в кинотеатр», - посетовала его директор. В петрозаводском прокате все время шли либо старые, либо откровенно убогие фильмы. «Наш регион очень не любят дистрибьюторы, они его считают безнадежно потерянным для кино», -
говорила Светлана Будник.
Денег на покупку новых фильмов у прокатчиков не было, поэтому они арендовали их у представителей компаний на время. А тем производство качественных копий тоже влетало в копеечку. Обычно их делали не более 5-6, и конечно, отдавали в те регионы, где была уверенность в получении прибылей. Центральный кинотеатр Петрозаводска в Москве знали. Но не с той стороны, с какой бы хотелось.
«Мне сказали — ой, «Калевала», очень хорошо знаем ваш кинотеатр, у вас шикарный зал, шикарный экран. А вы отремонтировали крышу? Я сказала, что нет», - улыбнулась Светлана. Как в 1978 году, когда открылась «Калевала», зрители ходят в кино, чтобы отдыхать. Но представление публики о том, что такое современный кинозал, за 20 лет сильно изменились. А вот оборудование кинотеатра, к сожалению, нет.
Недавно посетивший Карелию режиссер и директор киностудии им.Горького Владимир Грамматиков заявил: «Для молодого поколения, которое составляет 70% зрителей, это возраст от 12 до 18 лет, их эти проблемы не интересуют. Они хотят комфорта. Они хотят мягких кресел, кондиционера, Dolby-звук, они уже об этом хорошо знают. Они хотят качественных копий». Светлана Будник тоже считала, что зритель с бОльшим удовольствием заплатит за возможность провести несколько часов в современном развлекательном комплексе, нежели в полуразвалившемся неотапливаемом сооружении с текущей крышей.
Опыт более двух десятков российских кинотеатров, уже установивших в своих залах современное цифровое оборудование в 90-е годы, доказывал, что деньги на него были потрачены не зря:
«5% заполняемость зала, несостоявшиеся сеансы... После реконструкции картина обратная. Очереди! Директор Томского кинотеатра рассказывал, что вплоть до того, что народ сначала приходит, покупает билеты, а потом уже спрашивает — а какой сегодня фильм?»
Появились инвесторы, готовые вложить деньги в переоборудование «Калевалы» в соответствии с последними достижениями цифровых технологий. Но все предложения исходили от фирм, находящихся за пределами Карелии. Естественно, туда же могли отправиться и предполагаемые доходы от проката фильмов. Директор «Калевалы», будучи патриотом республики, не спешила соглашаться на эти предложения. Она надеялась, что и у нас в городе живет достаточно состоятельные господ, которых может заинтересовать перспектива сотрудничества.
Таким было 16 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности