Уникальный «храм на колесах» проехал по карельской глубинке
Были в Карелии такие медвежьи углы, куда не ступала нога священнослужителя. И на церковное богослужение там смотрели, как на редкую диковину. Зато, к сожалению, «ряженые» мошенники могли заявиться под видом представителей церкви и обмануть доверчивых жителей. К такому выводу пришли участники православного поезда, который ровно 20 лет назад объехал несколько районов республики с духовной миссией и вернулся в Петрозаводск.
Храм на колесах, который отправился в карельскую глубинку, был организован Московской епархией. Такая духовная миссия у священников и семинаристов была далеко не первая, но по Карелии такой состав прошел впервые только в 2001 году.
Вагончик объехал Пряжинский, Муезерский, Калевальский районы, был и в Суоярви. Поездки проходили по договору с министерством путей сообщения. Несмотря на свою близость к центру, наш край, оказывается, обладал немалым запасом медвежьих уголов, куда не ступала нога священника. В карельских деревнях святые отцы совершили четыре православных крестных хода.
«Что такое крестный ход для людей, которые вообще не видят священника! Это когда идет по поселку 20-30 человек в облачениях, с песнопениями. И люди выходили, особенно это было заметно в Боровом, выходили из домов и шли вместе с нами. Мы шли к тому месту, где будет закладываться храм. Это было великолепное зрелище, великолепная демонстрация силы православия»,- рассказал отец Сергий Попов, руководитель поездки.
Девять торжественных литургий, более сотни исповедей и причастий, почти тысяча крестин. Но в целом увиденную ситуацию в карельском захолустье священники оценили, как критическую. Если семена христианской веры не укрепятся, то я не знаю... народ превратится просто в удобрение для земли. Это очень тяжелая ситуация», - так выразился отец Сергий. Православные священники в ходе поездки не боролись с другими конфессиями. Просто при помощи исповеди, духовных и светских песнопений, они показали, что православная церковь жива.
Обостренное чувство справедливости и ущемленное чувство собственного достоинства подвигло жильцом дома №14 по улице Ровио на показательную встречу с депутатами Петросовета. Во дворе их ветхого строения началось возведение 36-квартирного дома, которое их сильно обидело.
Как жить, если осенью грибы растут прямо у тебя дома, а зимой приходится с помощью молотка отбивать лед от стен собственной квартиры? Такие условия были привычны для людей, которые ютились в домах так называемого «ветхого фонда». Руководство города пыталось решать эту проблему, почти ежегодно публикуя списки на первоочередное расселение. Но почему-то ни в одном из этих списков не фигурировали дома района Кукковки по улице Ровио и Лыжной.
Но зато за три месяца до этих событий во дворе дома №4 по улице Ровио началось строительство пятиэтажного дома, к которому жители этих домов никакого отношения не имели. То есть несмотря на то, что их дома давно перешли 61%-ный барьер износа, об их расселении разговор власти вести не торопились.
На встрече с депутатом Петросовета Владимиром Собинским и представителями управления архитектуры мэрии жители потребовали, чтобы им объяснили хотя бы, кто в ответе за их безопасность на стройке.
«На наш взгляд, здесь нарушен ряд жизненноважных для людей вопросов. Например: организовали проезд прямо по двору. Уже случилось: буквально позавчера машина въехала в угол дома», - негодовал вместе с людьми депутат. Начальник управления капитального строительства Михаил Ганин пояснял, что неудобства, связанные со строительством, временные, и могут быть вызваны лишь ввозом и вывозом крана: «Когда будут вывозить башенный кран и завозить, строительная организация обеспечит, чтобы его провезли, не задев дома, не повредив коммуникации». Но жители не успокаивались. В то время, пока они боролись с паломничеством мышей и подпиливали ножки стола, чтобы он не упал от наклона фундамента, другим строили благоустроенные квартиры. Люди продолжали верить в осуществление генерального плана по строительству многоквартирного дома со всеми удобствами и для них.
Услуг по ЖКХ народу не предоставляли, зато плату повышали. Глава самоуправления Петрозаводска подписал постановление, в результате которого с 1 апреля многим жителям нашего города пришлось доплачивать за лишние метры своих квартир. Жилищно-коммунальная реформа легла тяжким бременем на каждого из нас. Возмущенные новым повышением квартплаты жители Древлянки провели бурное собрание. На него пришли обычные горожане, явно не имеющие лишних квадратных метров. А ведь городские власти уверяли, что введение дифференцированной платы за жилье и коммунальные услуги должно заставить раскошелиться именно состоятельных горожан. Но народ быстро подсчитал, что так называемые излишки жилплощади найдутся у многих.
Горожане оказались не готовы платить больше. К тому же — сколько власть не повышала квартплату, а улучшения работы ЖЭУ не было. На Древлянке ни ЖЭУ №14, ни фирма «Триал» со своей работой не справлялись, уверяли жильцы: «Меня заливало с потолка. Шесть часов приезжала аварийная служба — ну куда это? В какие ворота вписывается?»
Жители Древлянки демонстрировали простую житейскую логику — если они платят деньги и ничего за это не получают, значит, эти деньги где-то оседают.
«А что делает организация Служба единого заказчика?! Мы видим только от него бумажки, что нам начисляют деньги. И посмотрите, сколько у них там кадров. Мы платим за квартиры, а это все начисляется им туда», - кричали люди.
Директор «Триала» Александр Назарков оправдывался за всех — за себя, за жилищный департамент. Просил горожан проявить терпимость. Мол, должны бы уже, кажется, привыкнуть к повышениями. «Стоимость и тарифы на оплату постоянно меняются, - отметил он. - Если вы сумели заметить, за последние полгода за воду раза два, за тепло раза три повышение было. И только один раз за три года изменилась плата за техническое обслуживание». В мэрии не видели причин для возмущения — дескать, все по закону.
«Здесь возмущений не может быть по одной простой причине — у нас есть все нормативные документы, которые обязывают людей платить за излишки жилой площади», - заверил Владимир Зотеев, начальник управления жилищного хозяйства мэрии. В результате подобного постановления мэрия предполагала собирать немалую сумму и даже потратить ее на благие цели. «Мы предполагаем от сверхнормативной платы за жилье получить порядка 560 тысяч рублей ежемесячно. Это те деньги, которые будут использоваться именно на улучшение обслуживания жилого фонда», - заверил Зотеев.
В мэрии хотели как лучше. Для горожан были предусмотрены и льготы. Правда, круг льготников был весьма узок.
«В действующем постановление на введение дифференцированной оплаты предусмотрено для пенсионеров и инвалидов право на дополнительную площадь в размере 20% от их общей площади, - сообщил Павел Гармаш, начальник отдела реформ по жилищной политике. - То есть имея сверхнормативную площадь в размере до 20%, они за нее оплачивать не будут».
Нас снова призывали быть законопослушными и терпеливыми. И уверяли, что после повышения квартплаты мы получим зимой тепло, летом воду, аварийную службу вовремя круглый год. Блажен, кто верует.
Таким было 19 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото dailynews.ru)