Чиновники Карелии попытались построить экономную систему тарифов ЖКХ
Усилия республиканских властей Карелии сосредоточились ровно 20 лет назад на том, чтобы сделать систему ЖКХ максимально эффективной и самодостаточной. Свежо предание, но мы знаем, чем это кончилось. Прогрессивная тарифная политика — один из путей решения этой проблемы, так считали специалисты из Регионально-энергетической комиссии РК. Грядущая дифференцированная оплата жилья в целом сводилась к следующему: живешь в комфорте и уюте — плати больше. После реформы, как мы сейчас понимаем, почему-то произошло наоборот: жители ветхого или неблагоустроенного жилья начали платить за коммуналку гораздо больше тех, кто жил в новых квартирах, потому что на халупу требуется гораздо больше средств, чтобы содержать ее в приемлемом для жизни состоянии. Однако, в 1999 году чиновники были полны оптимизма.
Заместитель председателя РЭК Н.В.Анохина сообщила: «Дифференцированная оплата жилья предполагает, что население должно платить по различным ставкам за жилье, в зависимости от его комфортности. Что это значит? Это местонахождение жилого дома, район города. Это материалы, из которых построен дом. Это этажность. Это наличие коммунальных услуг. Это сверхнормативная площадь — будет по более высокой ставке оплата. Это сверхнормативное потребление коммунальных услуг». Повышение оплаты услуг ЖКХ, впрочем, не предполагало улучшения их качества. Последнее на тот момент оставляло желать лучшего. Жители жаловались на то, что цена и качество друг другу не соответствуют вообще. К сожалению, рост коммунальных тарифов объяснялся причинами вполне объективными. Например, ростом цен на топливные ресурсы.
«Сегодня Регионально-энергетическая комиссия совместно с правительством Республики Карелия, с органами местного самоуправления, с предприятиями ЖКХ принимает все меры для того, чтобы рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения прошел как можно мягче. Как можно меньше это затронуло слои населения. Потому что цены на эти услуги и на топливо растут значительно более высокими темпами, чем доходы населения», - говорила Анохина. Таким образом при естественно большом спросе на коммунальные услуги цены на них должны быть адекватны социально-экономическому положению населения — провозглашали в правительстве. Это заявлялось, как главная задача тогдашней тарифной политики в коммунальной отрасли.
Например, именно в те годы было решено ввести счетчики на воду, чтобы, дескать, жителям сократить расходы. Но потом получилось, что для кого-то это сэкономило семейный бюджет, а кто-то, напротив, стал платить суммы большие. Учитывая еще и то, что работники жилищно-коммунального хозяйства часто выполняли свою работу тяп-ляп, потому что и к их профессии относились без уважения, что заставляло их то и дело выходить на акции протеста и даже голодовки, - неудивительно, что реформа шла не по прямым рельсам, как на бумаге рассчитывали специалисты РЭК.
Так как и в других сферах не хватало денег и хороших сотрудников, нам в 90-е годы часто приезжали помогать специалисты из-за рубежа. Например, как раз в ноябре 1999 года Петрозаводск посетили представители американской благотворительной организации «Накормить детей». В их задачу входило изучение ситуации с производством детского питания в республике и условия работы реабилитационных центров для несовершеннолетних. В 2000 году американцы планировали начать сотрудничество с Карелией. В 1994 году в Петрозаводске был создан детский приют. Его задачей было собрать как можно больше детей с улицы, помыть их, одеть и накормить. После чего постараться как-то решить их дальнейшую судьбу. Итоги первого года работы показались коллективу неутешительными. Несмотря на все усилия больше половины прошедших через приют детей отправились в детские дома, хотя у многих из них были семьи. Поэтому приют было решено трансформировать в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Главной его целью стало вернуть как можно больше детей обратно в семьи. Для этого педагоги и психологи проводили много времени не только с детьми, но и с их родителями. За время существования центра через него прошло около тысячи несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет. Только в 1999 году в центре побывало более 200 детей. Не захотели остаться в своих семьях чуть более 10% его питомцев. Правительство Карелии воплощало в те годы в жизнь программу построения социальной республики. Создание и поддержание социально-реабилитационных центров являлось ее важной составляющей. На базе центра планировали разработать программы реабилитации ребят, попавших в сложную жизненную ситуацию. Старались сделать все возможное, чтобы не отдавать ребенка в детский дом, ведь тамошние условия не всегда отвечали всем потребностям. Программу собиралась поддержать международная благотворительная организация «Накормить детей». Ее представители специально приехали познакомиться с работой центра. Чуть раньше у них состоялась встреча с заместителем председателя правительства Андреем Кригером, который обещал поддержать все начинания благотворителей. Сотрудничество с Карелией они собирались начать со следующего года.
Таким было 28 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?