Свидетелями фантастического по зрелищности шоу стали петрозаводчане

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 9 марта в 2002 году

Третий заключительный зимний этап Чемпионата России по ралли завершился. На гонку «Снежная Карелия», которая прошла ровно 20 лет назад прямо у петрозаводчан под самым носом, собрались посмотреть не только жители Карелии, но и гости со всей страны. Журналисты телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке нашей рубрики, снимали на гонках специальный репортаж.

2 марта на старт вышли, точнее выехали 69 экипажей, выступающих в 9 зачетных группах. Среди них вся элита отечественного автоспорта. Основная борьба должна была развернуться за чемпионство в абсолютном зачете между Александром Лесниковым, пилотом команды «Itera», и Сергеем Успенским из «Субару-клуба». Они оба до начала «Снежной Карелии» имели по 20 очков в первенстве страны и делили первое место на двоих. С особой симпатией зрители следили за своим единственным петрозаводским экипажем Александром Самсоновым и Геннадием Востряковым. Наши выступали на ВАЗовской «восьмерке» в классе А-8. Ну и конечно, без внимания не остался победитель прошлогоднего ралли «Снежная Карелия» Аркадий Кузнецов. В первый день пилотам предстояло пройти три скоростных участка, «три допа» на языке гонщиков. Но организаторы решили ограничиться двумя. Отменили повторное прохождение участка у озера. Это решение гонщикам, кстати, не было по нраву.

«Единственное – можно было б льда, если была бы возможность, чуть больше добавить. И для зрителей это было бы интересней, километров бы 15 провести, вот это было бы!» - высказался об этом Александр Лесников.

Но зрителям и одного раза было более чем достаточно. Трехкилометровая гонка по льду акватории Онежского озера и самый скоростной «доп» ралли в Заозерье принесли следующие результаты. Сергей Успенский опережал своего основного конкурента Лесникова всего на три секунды. Между ними сумел вклиниться еще один пилот клуба «Itera» Евгений Васин. Карельский экипаж, ощущая всю меру ответственности от выступления перед своими болельщиками слегка «перегорел». Геннадий Востряков рассказал об обидных ситуациях: «Как раз город нам не удался. Видно, наше волнение передалось и транспорту нашему. Потому что машина сначала не завелась. Потом возникла техническая сложность. Затем мы буквально еле-еле смогли убраться вообще с озера. Мы единственные, кто могли там и остаться. И буквально мы выехали с озера, двигались уже по Варкауса, как машина сразу заработала».

На следующий день гонка переместилась в Пряжинский и Суоярвский районы. Старт был дан от поселка Сяпся в 9.23. Трасса вокруг Сямозеро была компактная и напряженная. Больше половины – скоростные участки. Гонщикам предстояло преодолеть ее дважды. Для успешного прохождения гонки от спортсменов потребовалась хорошая физическая форма, мастерство, идеальная подготовка машины и немного везения. А везло не всем. Если в Петрозаводске с дистанции сошло всего три машины, то на повторное прохождение сямозерской трассы выехало на 18 машин меньше. Кто-то слетал с трассы в кювет, кто-то переворачивался с мостика в ручей.

Лидер по итогам первого дня Сергей Успенский выбыл из борьбы на первом «допе» второго дня. Сяпся стала роковой для двигателя его «Субару». Вадим Новиков занимал на тот момент второе место в абсолютном зачете, и тоже подвел двигатель. Много известных гонщиков выбыли из соревнований из-за техники. Так что тут тройка призеров определилась на последнем скоростном участке.

«Мы до последнего «допа» боролись с господином Алясовым, представителем Тольятти. И нам удалось его объехать. Мы стали третьими в своем классе»,

- радовался Геннадий Денисов, экипаж «Урал-ралли» Екатеринбург.

А в абсолютном зачете после схода Успенского «Itera» спокойно разыграла два первых места между собой. Евгений Васин и Алексей Щукин на всех отрезках дистанции были лучшими. «Да, удалась гонка, - подтвердил Евгений Васин. – Все отлично работало. Механики справились прекрасно». Александр Лесников и Андрей Усов в отсутствии основного соперника просто наслаждались изумительными карельскими трассами: «Фантастика! Просто нет слов. Я даже не ожидал, что такие дороги есть в России! А мы, к сожалению, непонятно по каким дорогам проводим соревнования. Здесь, именно на этих дорогах можно научиться. После этих дорог можно и в Европу, и на мир ехать», - говорил Александр Лесников.

Наши петрозаводские гонщики были счастливы тем, что добрались до финиша: «Все было не зря со спортивной точки зрения. Да и с любой точки зрения. Мы смогли доехать! Несмотря ни на что, на трудности, на дорогу». Ралли «Снежная Карелия» завершились, и все участники были согласны с тем, что прошли гонки успешно. Но, по всей вероятности, в 2003 году «Снежной Карелии» не будет, предупредили организаторы, ведь поступило предложение переименовать ее в «Снежную королеву».

Таким было 9 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.