Суд Петрозаводска вынес оправдательный приговор контрабандисту
В городском суде Петрозаводска ровно 20 лет назад рассматривалось дело Михаила Павленко, бывшего заместителя начальника Петрозаводского авиапредприятия. Обвинения в контрабанде, а именно по этой статье было возбуждено уголовное дело, на суде открыто не связывалось с банкротством авиапредприятия. При допросе основных свидетелей и слушании дела журналистов попросили удалиться. По инициативе защиты подсудимого им было отказано в проведении видеосъемки.
При этом защита приводила во внимание тот факт, что само дело по своей сути весьма скромное и вряд ли заслуживает такого пристального внимания средств массовой информации. Последние, в свою очередь, видимо, так не считали. Резонанс это судебное дело получило лишь потому, что подсудимый Михаил Павленко ранее занимал должность заместителя начальника Петрозаводского авиапредприятия. Оно обанкротилось, претерпев в свое время проверку арбитражного и конкурсного управляющего. Банкротство, причем, проходило проблемно, на фоне заведенных уголовных дел по хищениям. Обстановка была накалена до предела, сотрудникам не выплачивали деньги. И они были уверены, что останутся ни с чем. Полагая, что это, дошедшее до суда дело — продолжение давней истории с авиапредприятием, журналисты заинтересовались судьбой бывшего зам.начальника, и их можно понять. Ну а само судебное разбирательство посвящалось целиком и полностью только одному: факту контрабанды по статье 188 Уголовного кодекса.
12 апреля 1999 года Михаил Павленко прилетел на вертолете МИ-8 в аэропорт Бесовец из Швеции. В ходе процедуры таможенного досмотра выяснилось, что Павленко не задекларировал 12 тысяч 500 долларов США. Это и дало повод обвинить его в контрабанде. При личном досмотре валюта была сдана добровольно. В итоге суд вынес оправдательный приговор, опираясь на два основных аргумента. Во-первых, суд установил, что действия Павленко, хотя формально и содержат признаки деяния, предусмотренного статьей 188 УК, однако, общественной опасности не представляют в силу малозначительности нарушения. Имеется ввиду не сумма, а только неоформление документа. А во-вторых, на следствие Михаилу Павленко вменялось нарушение инструкции таможенного контроля, которая на 12 апреля еще не действовала. Корыстного мотива здесь суд не обнаружил. А о связи этого факта с историей обанкротившегося авиапредприятия на суде не было сказано ни слова.
Но были и хорошие новости. Даже, можно сказать, грандиозные. И аналогов им в России не было. Например, открылся центр для инвалидов, на презентацию которого лично приехал министр труда и социального развития РФ Сергей Калашников. Он в целом принял участие в мероприятиях, посвященных Всероссийской декаде инвалидов. А посмотреть было на что. Сразу три события состоялись в техническом центре «Авто». Во-первых, это официальное открытие самого центра, который занимался подготовкой транспорта для инвалидов. Во-вторых, передача инвалидам ключей от новых автомобилей. В-третьих, презентация микроавтобуса-такси, адаптированного для людей с ограниченными возможностями. Сам центр «Авто» специализировался на технической подготовке машин для инвалидов уже с 1995 года. Правительственный интерес к своему делу здешние сотрудники почувствовали уже в 1998 году. Таким образом профессиональный стаж и известное имя у центра уже имелись. «И у нас уже много программ написано на бумаге, - говорил на открытии тогдашний глава правительства РК Сергей Катанандов. - К сожалению, не все они удачные, но вот эту мы взяли на постоянный контроль. Потому что она направлена не в мировом масштабе решить проблему инвалидов, а направлена на проблему конкретной семьи, конкретного человека». Покупка автомобиля для инвалидов с учетом льготного приобретения машин по государственной программе стало возможно именно благодаря техцентру «Авто».
Сотни людей с ограниченными физическими возможностями обратились сюда за помощью. Это был первый и на тот момент единственный в России центр, адаптирующий транспорт для инвалидов и оказывающий дальнейшее содействие в эксплуатации автомобилей. В тот день 20 лет назад еще 15 человек получили новые ключи и паспорта от уже подготовленных для инвалидов машин. Что же касается презентации самого центра, то теперь он совершенно официально считался техническим реабилитационным центром, получающим правительственную поддержку. Кроме индивидуального транспорта инвалидам был предоставлен и автобус-такси, приобретенный для них министерством соцзащиты. Микроавтобус «Газель» также был адаптирован для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата центром «Авто». Он позволял такому человеку стать пассажиром общественного транспорта, не покидая инвалидной коляски.
Таким было 17 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?