Столичный режиссер пришел в ужас от темпов работы в театре Карелии
В конце октября ровно 20 лет назад петрозаводские театралы с нетерпением ждали премьеру спектакля по бессмертной пьесе Чехова «Чайка». Над постановкой работал известный питерский режиссер и артист Виктор Тереля. Премьеру перенесли ровно на месяц, однако и в конце ноября выйти на подмостки ей было не суждено. Артисты уверяли, что причиной всему – конфликт в театре.
Виктор Тереля начал работать над спектаклем в театре русской драмы еще в августе. Но режиссера подвела постановочная часть театра. Ее заведующий подошел к режиссеру и честно сказал, что декорации к концу октября приготовить не успеют. По всеобщему согласию премьеру перенесли на 30 ноября. Но и к этому сроку декорации не подготовили. Директор театра Любовь Васильева считала, что это не та проблема, которую надо превращать в публичный скандал. Мол, люди трудятся в поте лица и просто не успевают: «Я была на больничном, и эта проблема постановочной части просто вышла у меня из-под контроля». На одной из последних репетиций задерганный постоянными обещаниями и задержками режиссер был готов уже все бросить и уехать обратно в Петербург. Даже билет купил: «Когда тебе глаза в глаза говорят: все будет! А потом – раз и нету. Переносим. И опять нет».
У директора Васильевой была другая версия. Она была уверена, что постановочная часть и ее заведующий сделали все, что могли. В обиду своих коллег по театру она не давала: «Ничего в театре не изменится, если уйдет любой человек. Но все изменится, если уйдет Фролов, завпост. Потому что это он придумывает, как все делать».
Казалось бы, конфликт между приезжим режиссером и руководством театра можно было бы не выносить на суд зрителя. Если бы Виктора Терелю не поддержали актеры театра. «У нас отвратительно работает зав постановочной частью, - говорила актриса Светлана Медведева. – Он, наверное, прекрасный человек. Но это не профессия. Он как руководитель не справляется со всеми цехами». И Виктор Тереля, по признанию петрозаводских актеров, просто увидел свежим взглядом невеселую картину жизни театра. И молчать не стал: «Директор здесь беспомощна. У нее нет никаких средств на них воздействовать. Она может хотеть этот спектакль. Она его заказала, мы его обсудили. Но она ничего не может сделать». Режиссер уверял, что никому не нужен скандал накануне премьеры. Особенно ему самому: «У меня только одна цель – мне нужно выпустить работу. И эта работа – мое лицо».
Любовь Васильева тоже стремилась погасить конфликт, и даже прибегла к посредничеству министерства культуры РК. Она считала, что проблемы постепенно решились, и горячился режиссер совершенно зря: «Он слишком занервничал. Вчера это была спровоцированная история. Сегодня в театре уже все замечательно, сегодня уже этой проблемы нет. Сегодня уже все друг друга любят, ходят и нежно здороваются».
Однако ситуация с премьерой взорвала атмосферу театра. Артисты говорили: «Нет больше сил терпеть уже. Это не сегодня началось, это уже давно. Актеры возмущены этой ситуацией, это ЧП – перенос премьеры». Артисты составили коллективное письмо и направили его в российские и республиканские инстанции, которые могли бы повлиять на обстановку в театре. Им надоело такое отношение к их труду. «Надо менять и руководство, и постановочную часть, и художественного руководителя. Который на бумаге – в газетах, на телевидении – он везде звучит. Но в театре не то, что звучит, он, по-моему, разлагает здесь всё, что здесь бывает, какие-то проблески, что-то теплится, какое-то творчество». Но несмотря ни на что, репетиции шли, была назначена новая дата премьеры. Для театра это было дело чести – сдать «Чайку», которую заждались театралы. А уж после – выяснять отношения. А на середину декабря была назначена встреча труппы с министерством культуры Карелии.
Конкурс на лучшего специалиста по сладким булочкам и кремовым пирожным состоялся на «Петропите». Каждая участница конкурса кондитеров тянула экзаменационный билет. Одним из обязательных заданий в нем было – испечь определенное кондитерское изделие. Например, Татьяне Хром досталось приготовление пирожных с кремом. Четкие знания плюс мастерство – то, что нужно кондитеру для красивого и вкусного блюда. Кроме того, у каждого кондитера был и свой секрет успеха. «Когда человек приходит на работу с хорошим настроением, все и получается», - сказала Татьяна. Самое приятное для жюри – это результат работы и его проба. Сколько же судьям пришлось попробовать всевозможных сладостей, чтобы определить, кто лучший по профессии! Для фигуры это было тяжким испытанием (а все члены жюри были женщины). Тут без многолетнего опыта не справиться. Каждая из 16 конкурсанток должна была представить блюдо, рассказать о технологии, о том, как его подать на стол. Финальной частью конкурса стала «проверка домашнего задания», то есть тех кондитерских шедевров, которые готовились загодя. Здесь помимо вкусовых качеств ценилась и фантазия кондитера. Результаты трудов представили разные отделения предприятия «Петропит». Среди них были и настоящие произведения искусства. Только посмотрите! Слюнки так и бегут.
Поколение за поколением советская молодежь шагала в одном строю и в одном направлении. Когда-то в нашей стране все было именно так. Времена перестройки все изменили. И первыми, взрывая общественную мораль, перестроились молодые. В 1987 году на кадрах киножурнала «Советская Карелия» впервые запечатлено, как смело себя пытались позиционировать юноши и девушки. Но принять молодежь такой, какая она есть, поначалу было сложно и власти, и общественности, и прессе. На это жаловались, например, металлисты. Смотреть на эти кадры сегодня забавно. Анатолий Цыганков в те годы работал журналистом в газете «Комсомолец». У нас в Карелии он одним из первых попытался понять нигилизм молодых. Сойтись с ними во мнениях было непросто: «А потом я стал писать о них. Они все время были в зоне критики. Осуждения общественного. А тут появились какие-то более-менее нейтральные заметки об их деятельности. Это тоже снимало напряжение. Благодаря этому появилась возможность с отдельными представителями молодежной субкультуры общаться».
Первыми в Петрозаводске, шокируя граждан обилием металлических заклепок, появились металлисты. Они обычно тусили рядом с железнодорожным вокзалом. За ними приглядывала милиция. «Их объединяло, по сути дела, два фактора. Первый – музыкальное увлечение, тяжелый металл. Второй – внешние атрибуты – кожаные куртки, заклепки. Одни этим жили, каждый день встречались, обсуждали, обменивались журналами. А были и те, кто был в стороне – по субботам приходили на дискотеки в этой куртке, а потом снимали до следующей субботы. Совершенно противоположное поклонникам тяжелого металла направление – стиляги. Они появились в Петрозаводске чуть позже, по утверждению Цыганкова (речь идет о 80-х годах). Это любители музыки бит-квартета «Секрет», которая тогда была популярна. Аккуратные такие: галстучки узкие, брючки. Ботинки узконосые. И прически аккуратные. Называли они себя шестидесятниками», хотя смысл вкладывали свой: «Жизнь тогда была проще. Поэтому у нас возникает такая ностальгия. Нам хочется перенестись в прошлое», - говорит паренек на кадрах старой хроники 1987 года. «Потом появились панки, это самая маргинальная часть молодежного движения, - продолжал Цыганков. – Их было немного. Как правило, это были сплошь питерские заимствования. Вообще, вся субкультура к нам пришла фактически из Питера». Хотя тусовка панков была самая малочисленная в Петрозаводске, это не делало их менее агрессивными. «Отношения у них были между собой сложные. Например, постоянно шли драки между панками и металлистами. А металлисты гоняли стиляг, те почему-то были послабже здоровьем». Подобное положение дел никак не могло устроить старшее поколение. Комсомольцы пытались спасти «заблудшие души». Но комсомолу, как активной организации, самому оставалось недолго доживать свой век.
Таким было 4 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.