Специалист пояснил, почему в Карелии ежегодно дороги требуют ремонта

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 22 мая в 2000 году

С наступлением весны городской администрацией ровно 20 лет назад было принято решение о капитальном ремонте части городских дорог. Взявшиеся за это дело СМУ и ДРСУ должны были управиться с работой в рекордно короткие сроки — до 8 июня, дня празднования карельской государственности. Иными словами — до Дня республики.

Вообще, в 90-е годы денег на эти цели в бюджетах было так мало, что ремонт городских дорог сводился к устранению ям на проезжей части. И через год с наступлением весны водители снова кляли ремонтников за ухабы и трещины. Чтобы хоть как-то подстегнуть тех, кто отвечал за состояние дорог, в городе даже устанавливали знак «худшая дорога», но и пристыдить не получалось.

В этот раз на совещании в мэрии было принято решение о замене дорожного полотна на самых запущенных участках. К 8 июня часть дорог на улицах Московской Мелентьева, Антикайнена, Шотмана, Гоголя, Первомайскому проспекту и проспекту Невского, набережной Варкауса, площади Гагарина покрылись новеньким асфальтом. Всего 60 тысяч квадратных метров городских дорог собрались отремонтировать силами партнеров — специализированного СМУ и ДРСУ. СпецСМУ выполняло подготовительные работы, поднимало колодцы. Это достаточно опасно для ремонтников, поскольку движение на время работ не перекрывалось. Кроме того, заказ в общем-то был дешевый и потому не слишком выгодный для предприятия. Тем не менее руководство СМУ согласилось выполнить заказ, приняв во внимание прежде всего интересы столицы Карелии, которую все хотели привести в порядок к празднику — 80-летию республики. Но, как признался директор АО «СпецСМУ» Всеволод Филиппов, даже 60 тысяч квадратных метров не решат проблемы дорожного ремонта в Петрозаводске, потому что их состояние он оценил как отвратительное. Но к сожалению, на капитальную замену дорожного полотна всех попорченных 140 кв.метров тогда просто не было денег. Кстати, проблем с дорогами было бы меньше, если бы изначально другим был подход к их строительству.

«Мы всегда воюем. Просим — заложите, проектировщики, замену грунта. У нас в Карелии суглинок. Нет, нам дают 30 сантиметров «корыта» так называемого, а остальное там внизу всё суглинок, и потом все это пучит, все поднимается... А мы говорим — дайте замену грунта на полтора метра. Тогда все это будет стоять веками. Нет, это считают дорого в самом начале. А потом выясняется, что втридорога приходится переплачивать», - переживал глава СпецСМУ Филиппов. Неизвестно, искоренимы ли вообще две извечные российские проблемы — дураки и дороги. Особенно, если первые пытаются строить второе. Обнадеживало нас лишь то, что ремонтом занимались здравомыслящие люди.

В мае 2000 года Карельская организация слепых отметила свое 75-летие. Ситуация с социальным обеспечением инвалидов по зрению была такова, что многие из них просто не знали, как выжить. Кроме остановки единственного в республике предприятия для слепых по производству картонной тары омрачало жизнь инвалидов хамство соседей и коммунальных служб. Любовь Дмитриевна Иванова жила в доме №1 а по улице Балтийской с 1984 года (в нескольких домах в том районе разместили людей с проблемами со зрением). Причудливость архитектурного стиля хрущевок такова, что козырек — он же крыша магазина на первом этаже — значительно выдается вперед. И таким образом второй этаж Любови Дмитриевны превратился как бы в первый. С уровнем от земли всего в 50 сантиметров, там под ее окнами раскинулась крыша. Если помните, ветераны из дома на пр.Невского именно против такой реконструкции своего дома активно протестовали и добились сноса пристройки-магазина, которая, впрочем, не осуществлена до сих пор.

Тем, что до окон Любови Дмитриевна рукой подать, активно пользовались соседи. Сначала подростки из этого же дома обокрали ее квартиру, влезли в окно. Унесли в том числе магнитофон, без которого Любовь Иванова, инвалид первой группы по зрению, была как без рук. После этого хозяйка квартиры поставила за свой счет, а пенсия у нее 700 рублей, решетки на окна. Но на этом злоключения маленького человека не кончились. В 1987 году у Любови Дмитриевны появилась соседка Нонка, жившая выше этажом. Именно она устроила помойку на козырьке магазина. То есть прямо под окнами инвалида: «Она поняла, что тут можно срать. Что все равно не видят. У нее была мода — соберет пакеты с мусором и у кого-нибудь оставит под дверью. И королевой дальше пошла».

Любовь Дмитриевна потеряла зрение в 18 лет из-за осложнений после гриппа. Зато она очень хорошо слышала: «Они например, зимой просто бросают бутылку в снег. Ладно, первая, вторая, а когда гора стекла набирается — то ночью просыпаешься от того, что что-то опять разбилось». Все четыре года крышу Любовь Дмитриевна с дочерью убирали сами. Все ее попытки приструнить хамов-соседей кончались ничем. В этом ей не помогла даже экологическая милиция, хотя она была создана в том числе и для таких случаев. Начальник предприятия для слепых тоже ничем не подсобил. А в ЖЭУ отреагировали на жалобу инвалида только тогда, когда Любовь Иванова пригрозила сообщением о приезде тележурналистов.

Поэтому снять крышу, на которой валялись битые бутылки, тара из-под сока, молока и даже использованные презервативы, оператору уже не удалось — работники ЖЭУ ее убрали. Зато репортеры послушали голос Любови Дмитриевны и убедились сами, что на фоне постоянной помойки под окнами у нее разыгралась астма с приступами удушья и деформацией голосовых связок. Все это показало, что слепотой у нас страдают обычные хамоватые граждане, равнодушные власти и соцслужбы, задача которых — помогать людям, которые стали инвалидами.

Но были и просто отличные новости. 5 дней народный ансамбль индийского танца «Маюри» гостил в Днепропетровске (Украина), где проходил Четвертый детский фольклорный фестиваль «Орленок собирает друзей». Просто посмотрите на эти кадры — и вам сразу захочется, чтобы по-прежнему Россия и Украина жили мирно и ездили друг к другу в гости. «Орленок» — это детский фольклорный коллектив, самый большой в Днепропетровске. В разных его группах было около 400 ребятишек. За 4 года «Орлятко», так его называли на родине, подружился с 20 ансамблями разных стран. «Идея принадлежит не нам. Давно в мире проводятся такие фестивали, - рассказывал руководитель «Орленка» Александр Соколовский. - просто четыре года назад мы сумели это сделать».

Впервые в 2000 году гостями фестиваля стали участницы «Маюри». Вместе с ними в том же году на фестивале выступали Грузия, Беларусь и Татарстан. Петрозаводчанки были поражены теплым приемом. Жили ребята по семьям, а руководители коллективов в гостинице. В последний день фестиваля всех возили на экскурсии. Расходы на проезд взяла на себя наша железная дорога. Секретарь оргкомитета фестиваля Лидия Мартынова сказала: «Мир — это то светлое, ради чего проводится этот фестиваль». Щедрые украинцы, по словам танцовщиц из «Маюри», собирали вместе коллективы разных народов, чтобы подружить их. В будущем, как все надеялись, это поможет сохранить добрососедские отношения. По главной улице Днепропетровска в пестрых костюмах шествовали дети, не подозревая, что делают большое дело — учатся миру. И главное было то, что это им нравилось. Не их вина, что история обернулась неожиданной стороной. Но мы все надеемся, что распри между нашими странами уйдут в прошлое. Чему, безусловно, опять поспособствует культура.

Таким было 22 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.