Расселить ветхий дом в Петрозаводске обещали с одним условием
Глава городской администрации, которым ровно 20 лет назад был Андрей Демин, побывал в одном из домов по Октябрьскому проспекту, обитатели которого уже давно ждали новоселья. В те годы власти города разработали новую схему расселения жильцов ветхого жилого фонда. Устроит ли это доведенных до отчаяния людей, мэр решил узнать лично. Андрею Демину пришлось пережить несколько неприятных минут. Дело в том, что находиться рядом со стенами этого дома, по оценке нескольких комиссий, было опасно для жизни. Смелый градоначальник даже вошел внутрь.
«Разговаривать будем на улице или домой зайдем?», - спросил он у жильцов. Те пригласили его в гости. Пройдя по лужам на сгнившем полу и по треснувшим ступенькам, гость встретил неожиданный для себя радушный прием. Человека, который пришел лично узнать, как поживают жильцы опасного для жизни дома, решено было встречать хлебом-солью. «Я лепешек напекла для Демина!», - заявила одна из хозяек. Дом №45 по Октябрьскому проспекту стоял первым в очереди на расселение. Всего эта очередь состояла из 33 полуразрушенных построек, жить в которых опасно для жизни. В нашей рубрике мы не раз рассказывали о судьбах таких домов, некоторые из которых даже не значились на карте города. А вообще-то еще в 2000 году снести было бы не худо тысячу «деревяшек», ежечасно портящих облик городу и настроение своим обитателям. Но власти обратили внимание только на дом №45. Может быть, потому что жильцы собрались писать Путину, а также обратиться в Верховный суд России. Многолетняя тяжба местных обитателей с мэрией в петрозаводских судах результата не давала. Сначала суд решил, что дом подлежит сносу, а потом передумал.
«Потом под нажимом мэрии это решение отменили. Нам сказали, что их отремонтируют и мы будем жить», - говорила пожилая женщина. Вместо ремонта разобрали в конце 1999 года крышу, сняли доски, защищавшие хоть как-то от холода и ветра, и покрыли ее шифером. «А у людей полы проваливаются», — добавила та же пенсионерка. Кроме этого разрушался и фундамент. Стены покрывал грибок и точил жук. Детей пугали крысы, а канализация весной журчала во дворе все веселее и веселее. О воде и тепле здесь забыли давно. Дом был построен в 1957 году. ЖЭУ что-либо изменить было бессильно. Единственное, что можно сделать — это снести дряхлую «деревяшку», но куда деваться жильцам из восьми квартир, в одной из которых прописано аж десять человек? Ну а раз деваться некуда, чиновники придумали новую схему расселения жильцов из ветхого фонда. Город собирался брать в аренду квартиры у строительных организаций, заселять их местными обитателями, и постепенно с фирмами рассчитываться. Но с одним условием.
«Эти квартиры никогда не могут быть приватизированы. То есть вы улучшите жилищные условия. Вы переедете в нормальные благоустроенные квартиры. В новые квартиры. И сможете там жить, никто вас оттуда никогда не выгонит. Но это будет не ваша собственность. Это будет собственность сначала строительной компании, а дальше — собственность города Петрозаводска», - сообщил Демин. Что из этого выйдет — было неизвестно. Зато этот дом мэр города обещал расселить уже в том году. А подобных ему шесть деревяшек по Октябрьскому проспекту — в течение трех лет. Ровно столько же ждут обещанного по русской пословице. Впрочем, эти жильцы ждали куда больше. Прошло двадцать лет, но если мы правильно понимаем, проблема расселения ветхого фонда стоит остро до сих пор.
А в выставочном зале на проспекте Ленина тогда же открылась выставка детского творчества «Моя Карелия: из прошлого в будущее», посвященная 80-летию образования республики. Представленные в экспозиции работы, а их более тысячи, настолько поразили взрослых мастерством и фантазией, что сказать детям «спасибо» пришли даже первые лица республики. Наверное, нужно обладать большой отвагой, чтобы не спасовать перед чистым листом бумаги, куском глины, мотком ниток. Глядя на работы, выставленные на вернисаже, невозможно поверить, что созданы они нежными детскими руками. Создавалось впечатление, что дети смелее взрослых смотрят в будущее, и без боязни — в прошлое. Хотелось надеяться, что их мир, наполненный яркими живыми красками, жизнелюбием и покоем, когда-нибудь воплотится в реальности (пора бы уже! Ведь 20 лет прошло). Один из педагогов-художников сказал, что сейчас у его коллег нет настоящего, но будущее уже есть. И если еще рано говорить о благодарных потомках, то о благодарных предках — уже можно.
«Ребята, вам спасибо за труд, спасибо за то, что вы любите свое дело. Ведь хорошие работы — это, действительно, очень большой кропотливый труд. А труд — основа всему», - обратился к детям глава правительства Карелии Сергей Катанандов, пришедший на открытие. Перед организаторами выставки стояла непростая задача — как из 20 тысяч работ выбрать лучшие, которые и заняли место в экспозиции. Участники этого мероприятия учились в художественных школах и студиях ремесел нашей республики. Умели они и знали о былых традициях Карелии столько, что некоторые сектора выставки больше напоминали залы Краеведческого музея. «Наше будущее» в жизни, скорей всего, не пропадет! Оно умеет плести кружева, шить, резать по дереву, плести из бересты, писать картины. Все это делалось вдохновенно и жизнелюбиво. Что и заставляло организаторов мероприятия думать, что порог третьего тысячелетия мы просто перешагнем. А обивать пороги нашим детям больше не придется.
А в здании Петрозаводской консерватории состоялось открытие мемориальной доски в память известного карельского музыковеда Юзефа Геймановича Кона.
Оно было приурочено к 80-летию профессора Кона. Он родился в Польше. Во время вторжения немецких войск вместе с семьей бежал в Советский Союз, где получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории, находившейся тогда в Ташкенте. После войны переехал в Карелию, где с 1970-го по 1996 год возглавлял кафедру теории музыки и композиции Карельской государственной консерватории. «Для консерватории, да и вообще для всех музыкантов нашей страны это имя — оно не требует представления. Юзефа Геймановича знали музыканты и Московской, и Петербургской консерваторий, и всех других мест, где так или иначе занимаются музыкой. Он составлял славу нашей консерватории и славу нашей музыкальной науки. Мы очень благодарны тому, что он у нас работал.
Сегодняшний день для нас — это день памяти великого ученого», - сказала на открытии тогдашняя заведующая кафедрой теории музыки И.Н.Баранова.
Таким было 3 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?