Поразившие публику бега с тотализатором и призами состоялись в Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 18 мая в 2001 году

Начиная с 2001 года жителям Карелии пришлось узнать, что гусь умеет не только летать, но и быстро бегать. И это знание принесло всей республике заслуженную славу. Ведь именно эти свои умения продемонстрировали гуси на первом празднике «Олония — гусиная столица», который затем стал ежегодным. Так что Олонец на один день стал столицей государства. Правда, столицей особой — гусиной. И такого праздника, как в Олонце, не было доселе нигде в России.

Все дело в том, что на равнине под Олонцом отдыхают дикие гуси, и именно этот факт был положен в основу новой традиции. Но гвоздем праздника стали, впрочем, гуси домашние, а не дикие. Они стали участниками аттракциона, который назван «гусиные бега». Даже завели специальный «гуселизатор», то есть гусиный тотализатор, и каждый мог выиграть приз. Ставки были не очень высокие, всего десять рублей. Поэтому попытать счастье мог каждый. Выиграть можно было по тридцать рублей на один купленный билет. Очереди к принимающим ставки маклерам выстроились огромные. Некоторые брали билеты сразу десятками. Происходило это все в сопровождении концерта, где выступления тоже были посвящены гусиному племени.

И пока взрослые топтались в ожидании гусиного забега, малышей развлекал известный композитор Григорий Гладков, автор песен к мультику «Пластилиновая ворона» и многим другим. Почему именно его пригласили в гусиную столицу, объяснение простое: почти все песни Гладкова — о животных. Он рассказал детям, что животных любит, а будь его воля, запретил бы охоту совсем. Ну и спел любимые песни, которые все подпевали с удовольствием.

Накануне праздника Карельское общество защиты животных выступило против проведения бегов. Аргументов было несколько. Самый главный — гусь во время такого забега может получить сильнейший стресс. Но по идее, домашних гусей частенько и по двору гоняют хворостиной хозяева. И особого волнения у пернатых по этому поводу не наблюдается. Так что бега решили проводить, посчитали безопасными для птиц. Во всяком случае орнитологи, приехавшие на праздник, не протестовали против этих соревнований. На дистанцию вышли 12 гусей, состоялось три предварительных забега, которые и выявили финалистов. Борьба была настолько яростная, что два гуся получили травмы. Одному из фаворитов, гусю Гоше покалечили лапу.

«Гоша во время второго забега повредил, травмировал правую конечность, мы сделали ему новокаиновую круговую блокаду, и ему нужен покой. Но он оклемается!»,

- заверила ветеринар Надежда Шумилова.

Кстати, травмы получили и зрители. Уже после забега стали появляться ребята, которых пернатые бегуны в спортивном азарте щипали за ноги. Все пострадавшие от гусей получили от страхового общества компенсацию 200 рублей. Ребята решили, что за такое можно и пострадать, хотя признали, что когда гусь ущипнет — это больно. Травмированные гуси тоже получали страховки по 500 рублей, хватило не только птицам на лечение, но и хозяевам — снять стресс после бегов. В финальном забеге, как водится на всех солидных соревнованиях, вышел скандал. Гуся с романтическим именем «Невеста» его жокей просто втолкнул за финишную черту. И хотя операторы всех телекомпаний показывали судьям только что снятые кадры, судейская коллегия была непреклонна.

Главный приз — телевизор — достался именно «Невесте». Так как гусь был из Олонца, это вызвало бурное ликование зрителей. Проигравшим в такой нечестной борьбе жокеям и их питомцам было обидно. А уж как обидно было тем, кто поставил в гуселизаторе на соперников «Невесты». И все же всем финалистам были приготовлены хорошие призы. Даже за четвертое место гусю «Сонику» вручили бутылку элитного французского шампанского.

После бегов олончане и гости гусиной столицы еще долго имели возможность праздновать в трактире «Два веселых гуся». Кстати, зимой в этом же районе впервые прошли первые Игры Дедов Морозов, тоже ставшие впоследствии знаменитыми на всю страну.

А в другом карельском городе — Костомукше много лет ежегодно проходил знаменитый фестиваль камерного искусства. Весной к нему вовсю готовились, фестиваль в 2001 году должны был пройти уже в четырнадцатый раз. Любимица карельской публики, скрипачка с мировым именем Дора Шварцберг, московский пианист Андрей Диев, театр «Санкт-Петербург Опера», скрипачка Люси Хоуп — вот только несколько имен с будущей афиши фестиваля, который должен был состояться в последнюю декаду августа. А Оскар Фельцман обещал представить вечер камерного романса. Бессменный организатор фестиваля Виктор Горин отметил: «Самое приятное, что эти концерты Доры Шварцберг и Оскара Фельцмана будут еще и в Петрозаводске».

Художественным руководителем фестиваля в Костомукше в 2001 году стал Андрей Устинов, главный редактор московской газеты «Музыкальное обозрение», единственного в нашей стране издания, освещающего события в мире камерной музыки. Побывав однажды в Костомукше, Андрей Устинов был приятно удивлен европейским видом этого карельского города. А фестиваль, по его мнению, может принести Костомукше мировую славу: «Что мы знали, скажем, о городе Сан-Ремо? А вот сейчас я говорю — и тут же все наверняка его вспомнят — а, да-да! А ведь кроме фестиваля там ничего и не бывает. Но это дает известность. А за известность в мире информации борются». 21 августа жители и гости Карелии имели возможность встретиться на нашем «карельском Сан-Ремо» в качестве зрителей уникального фестиваля.

Таким было 18 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.