17 августа 2021, 08:00

По вине строителей ученики Петрозаводска рисковали остаться без школы

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 17 августа в 2001 году

В финно-угорской школе имени Лённрота (которую 20 лет назад по старинке называли 18-ой) состоялась очередная планерка с участием председателя правительства Карелии. На этот раз ничего утешительного сказано не было. Образцово-показательный ремонт затянулся, стало ясно, что Первого сентября дети в родно1 школе учиться не смогут. Напомним: в конце весны 2001 года волевым решением Сергея Катанандова из этой школы Петрозаводска решено было сделать «образовательное лицо» республики. Финно-угорская школа должна была измениться до неузнаваемости, поразив всех капитальным евроремонтом. Хотели как лучше, получилось не очень. Сергей Катанандов устроил разнос подрядчикам, по вине которых злополучная национальная школа не будет сдана вовремя. После вялых оправданий директор СМУ-2 Александр Горшков назвал сроки завершения ремонта: «Я считаю, что в октябре мы сможем этот этаж закончить. Третий, второй этаж сделаем в сентябре. Первый и столовая – в октябре». Подобные сроки участники планерки, посмотрев на разгром, назвали нереальными. Всем было ясно, что уложиться в них невозможно.

«Я считаю, что недостаточно людей в первую очередь. Не организована работа в две смены, - говорил Андрей Кригер, заместитель председателя правительства РК. – А правительство выполнило свои обязательства. На сегодня только генеральный подрядчик получил три миллиона рублей».

Досталось от Главы Карелии и заказчикам строительства: «Как вы так могли запросто – начать ремонт и не проконтролировать количество народу, поставленных на работу, ответственных людей, которые поставлены в такие условия – ведь разбирается полностью школа и за два месяца делается новое здание». С этим подрядчиком или уже с другим – но Сергей Катанандов пообещал, что национальная школа откроет свои двери 1 ноября. Но ни детям, ни родителям от этого было не легче. Всю первую четверть ученики были раскиданы по разным школам города. Учителя тоже в очередной раз оказались крайними – до 1 ноября они были вынуждены разъезжать по школам города. А окончательно довести до ума финноугорскую школу планировали лишь к маю. Было ясно одно – образовательное лицо республики будет достаточно дорогим. Говорили, что обойдется оно городскому и республиканскому бюджету в 300 тысяч долларов. Как вышло на деле – кто теперь помнит.

А ведь умели у нас строить раньше. И любили строить. И нашим СМУ было чем гордиться. Благодаря фильму 1925 года «Мурманская железная дорога» мы можем узнать, как выглядел наш Петрозаводск в те времена. Наверное, все горожане знают, что началась его история в 1703 году, когда в устье реки Лососинки был заложен Петровский завод, а вокруг его вырос рабочий поселок. К началу 20 века население центра Олонецкой губернии (тогда он столицей не являлся) составляло около тридцати тысяч человек. Долгое время строили в основном деревянные дома. С установлением советской власти ситуация изменилась не сразу. Коренной перелом в облике столицы произошел после Великой Отечественной войны. У нас сохранились кадры из киножурнала «Советская Карелия», и мы можем посмотреть, как шло возведение главных улиц Петрозаводска, к облику которых мы привыкли. Строители отмечают свой профессиональный праздник во второе воскресенье августа. К этому дню журналисты и снимали этот репортаж. Владимир Иванович Ежук более сорока лет отработал на стройках города, был свидетелем и участником рождения нового Петрозаводска.

«Раньше строительство было… может быть, качество было не на высшем уровне, зато объемы были большие. У нас постоянно была работа, дом за домом мы шли. Жилье, школы, детские сады!»

Долгое время Петрозаводск застраивали безо всякого плана, утверждала корреспондент со слов своего собеседника. Дома ставились там, где было свободное место. Владимир Иванович пояснил: «А Кукковка уже строилась по плану. И Древлянка». Раньше по планам каждое СМУ должно было сдавать 150 тысяч квадратных метров жилья в год. За переработку строители получали премии или дополнительные дни к отпуску.

«Конечно, премии невеликие. Раскидывали на всю бригаду, старались никого не обидеть. Если нарушений нет, то получали все. Но премия была чисто символическая, 15-20 рублей… Правда, и деньги тогда были другие. 20 рублей это были хорошие деньги. Два дня надо было хорошо поработать за такие деньги. Но тогда, понимаете, энтузиазм какой-то был на стройке!»

Оказалось, самой прибыльной работой было укладывание пола. На такую работу с удовольствием выходили даже в выходные дни. Посмотрите, как менялся наш город! Мы присоединяемся ко всем поздравлениям в адрес строителей!

Таким было 17 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.