Мэр Петрозаводска и видный партийный деятель рисовали на заборе
В Петрозаводске стало одной чистой стеной меньше. Ровно 20 лет назад у нас прошел первый карельский фестиваль граффити. Камеры журналистов запечатлели двух молодых людей, оставивших свои автографы на заборе Петрозаводска. Ими оказались мэр города Андрей Демин и лидер карельского филиала движения «Отечество» (что-то вроде тогдашней «Единой России») Владимир Собинский. Означенные лица не только немало не смутились тем, что из застали за подобным занятием, но и призывали собравшуюся у забора молодую поросль последовать их примеру. Таким образом под звуки молодежных танцевальных ритмов открылся первый карельский фестиваль граффити. Его организовало региональное отделение движения «Отечество» и городская администрация. Забор для росписи был предоставлен МЖК. Впрочем, как выяснилось, молодежи все равно, за какую партию разрисовывать стены. «Им даже это в голову не придет, просто они будут заниматься любимым делом и всё!», - высказал мнение юноша. Граффити — это уличное искусство, основная задача которого — оживить унылое однообразие урбанистического пейзажа. Первые, известные нам настенные росписи, представляющие интерес для просвещенной публики, появились на стенках мужского туалета КГПИ в 1990-м году. Эстетическую ценность этих произведений подтверждал тот факт, что на Первое апреля в традиционно закрытое для барышень заведение для них устраивались специальные экскурсии. Между прочим, за деньги. К сожалению, эти творения не дожили до наших дней. Но с конца 90-х в гораздо более людных местах на стенах и заборах стали появляться росписи, выходящие за рамки традиционных для наших краев трех букв. Вот, например, как выглядел гараж на Ключевой. По словам знатоков, правда, он был расписан кистями, а не баллончиком, что не укладывается в каноны граффити. Настоящие «граффоманы» пользуются только пульверизатором. Но на наш дилетантский взгляд, чем бы ни была расписана стена, она в любом случае выглядит привлекательней не расписанной ничем.
На следующий день журналисты сняли репортаж по итогам фестиваля граффити. Он завершился созданием уникального произведения стрит-арта, которым еще долго могли любоваться горожане. Общая площадь полотна составила 180 квадратных метров. Забор, предоставленный МЖК, украсили авторские и коллективные произведения почти сотни молодых художников на самые различные темы. В том числе на околополитические : «Соотечественники», «Москва-Петрозаводск-Отечество», «Россия Молодая». Карельское отделение движения Юрия Лужкова предполагало распространить фестиваль граффити и на другие районы республики. Ну а победителей петрозаводского праздника ожидали призы.
Первый фестиваль удалось провести, по всей вероятности, только потому, что среди организаторов стояли политики, желающие привлечь к себе внимание молодежи. К сожалению, зачастую иные законопроекты отражаются в нашей жизни, как в кривом зеркале, еще больше усложняя ее и запутывая. Тем самым создается впечатление, что вся наша страна превращается в большой аттракцион смеха. А что можно увидеть в настоящем кривом зеркале? В июле 1999 года Парк культуры и отдыха в Петрозаводске приобрел новый аттракцион. Петрозаводчане с тех пор могли не только напугаться в комнате страха, но и посмеяться в комнате смеха. Местное «королевство кривых зеркал» разместилось в здании бывшего планетария. Когда на смотрины приехали журналисты, там вовсю шли пусконаладочные работы, важнейшим из которых являлось подведение электричества. Сотрудники парка давно хотели дать горожанам возможность посмеяться над собственным искаженным, а может быть, наоборот, подлинным изображением. В первой половине 1999 года городской ПКиО наконец-то смог заработать деньги на открытие нового аттракциона. Директор Парка К.В.Бобылев был горд: «Мы сумели на высвободившиеся деньги купить комнату смеха. На свободные деньги! Потому что в этом году мы сработали в первое полугодие с прибылью, несмотря на все притязания к нам». Именно из-за постоянных претензий со стороны отдела по культуре городской администрации директор парка предпочитал руководить вверенным ему объектом, находясь в отпуске. Раз его официально нет на месте, к нему не может быть и претензий. Так и для дела лучше, и ему спокойнее: «Работа-то это превыше всего. Сейчас лето, идут деньги, и мы работаем. Работаем много, почти круглые сутки. Работаем для людей, для детей. Кому-то это не нравится, что мы на фоне всеобщей, скажем, разрухи какой-то белой вороной, может быть, выглядим, ну и пусть будет так. Пусть мы будем белыми воронами».
Таким было 19 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?