03 января 2020, 08:00

Ледяная шуга забила колодец водозабора, оставив петрозаводчан без воды

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 3 января в 2000 году

Накануне празднования нового года понервничать пришлось почти всем жителям Петрозаводска. Было это, как и все, что случается в нашей рубрике, ровно 20 лет назад. В пять утра остановилась работа городского водозабора. Вследствие этого в домах перестала течь холодная вода. Комитет по чрезвычайным ситуациям тут же собрался на Водоканале и начал работы по устранению аварии. В конце 90-х природа капризничала не на шутку. Лед на озере к началу нового года еще толком не установился. Это стало причиной того, что горожане, особенно жители отдаленных районов города, не смогли утром умыться холодной водой. Так как вода перестала поступать в береговой колодец. Месиво из большого количества шуги (ледяной крошки) забило водозаборную трубу, что заставило Водоканал экстренно перейти на аварийное снабжение города. В полшестого уже была созвана комиссия по ГО и ЧС, которая предполагала, если ситуация не изменится, начать взрывать озеро. Однако, водолазы, взрывники и плавсредства БОПа, к счастью, не понадобились.

«К 12 часам дня, когда мы собрались в очередной раз, стало понятно, что выходить в озеро и проводить взрывные работы нет необходимости», - сообщил первый заместитель мэра Петрозаводска Аврам Склярский, который никогда не отказывал журналистам в комментариях, даже когда был дико занят. В той ситуации главы ведомств, ответственные за происходящее, долго воду не мутили, а уже к половине десятого восстановили ее нормальную подачу в колодец. Однако, для того, чтобы она по трубам добежала до горожан, потребовалось больше времени, что заставило последних запаниковать.

«Не надо паниковать, - предупредил Аврам Михайлович, - Мы следим за ситуацией. Знаем о ней. Все под контролем абсолютно. Стихия — она и есть стихия. Она не то, чтобы управляема, но она в руках». Приручить стихию — полдела. Пришлось взволнованных граждан если не отливать водой, то хотя бы организовать ее подвоз в отдаленные районы города. Бесперебойно краны журчали в детских и лечебных учреждениях и на тех предприятиях, которые по ней сохнут больше других: столовые, молокозавод и так далее. Горячая вода, кстати, не переставала течь в квартирах, потому что на ТЭЦ имелись запасные котлы специально на случай аварии. Впрочем, сколько к чрезвычайным ситуациям не готовься — они могут возникнуть в любой момент. Это пришлось подтвердить Авраму Склярскому: «Возможны, действительно, перебои с водоснабжением, но мы сделаем все, чтобы их практически не было. Теперь по прогнозу. Сегодня встал лед на озере. Стало холодно. Но в пятницу обещают плюс один градус. То есть может повториться такое в выходные». Последний раз подобная ситуация возникала в 1992 году. Тогда на устранение ее последствий ушло гораздо больше времени. С тех пор власти научились сражаться со стихией, так что умереть от жажды нам с вами не грозит.

Вода — напиток простой. А вот доводилось ли вам пробовать «Шампанское валерьянкой»? Так называлась новая постановка Леонида Владимирова; к премьере вовсю шла подготовка в Национальном театре, который в те годы активно ремонтировался, но малая сцена уже была открыта для артистов и публики. За необычным названием скрывалась пьеса Славомира Мрожека «Вдовы». Этот автор не раз привлекал наших театральных режиссеров, потому и хорошо известен петрозаводскому зрителю. Сложности абсурдистских пьес постановщиков явно не пугали. В число отметившихся воплощением Мрожека на сценических подмостках уже попали театры «Творческая мастерская» и театр Русской драмы. И вот спектакль по Мрожеку поставили и в Национальном театре, правда, на русском языке.

«В переводе на финский абсурдистскую пьесу будет сложно воспринимать», - улыбнулся постановщик Леонид Владимиров. Такая пьеса именно в силу своей сложности требует, по мнению режиссера, простого подхода: «Прав был Стрелер, режиссер с мировым именем, который сказал: абсурдистскую пьесу нужно открывать ключом очень понятным. Так вот мы открывали ее ключом обыкновенным, системы Станиславского». «Мы» — это артисты Национального театра, постановщик танцев и исполнительница одной из ролей, балерина Наталья Гальцина, и, конечно, сам Леонид Владимиров, постановщик спектакля, сыгравший также скромную роль официанта. Войти в актерский состав режиссер задумал, дабы наблюдать и продолжать режиссировать действо изнутри: «Каждый пришедший на спектакль вынесет что-то свое, потому что пьеса о многом. И одиночество тут можно увидеть. И пьеса об ответственности в жизни друг перед другом».

«Цианистый калий с молоком или без» нам уже предлагали в «ТМ», создатели очередной премьеры предлагают еще одну вкусную вещь театрального сезона - «шампанское с валерьянкой», так называется постановка, хотя пьеса Мрожека носит имя «Вдовы». «Мы ничего не придумали, потому что это есть в тексте. У Мрожека есть эти слова, эта ситуация — шампанское с валерьянкой. Поэтому мы вынесли в название именно эту фразу», - пояснил режиссер. Что означает эта гремучая смесь, каждый смог для себя определить, посетив Национальный театр.

Таким было 3 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.