Из Петрозаводска полетели самолеты в южном направлении

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 23 июня в 2002 году

Авиакомпания Архангельские воздушные линии ровно 20 лет назад вновь связала Архангельск, Петрозаводск и Анапу воздушным мостом. В середине июня первые петрозаводчане уже смогли воспользоваться этим мостом. Лайнера ТУ-134 пассажирам из Петрозаводска, которые собрались в отпуск на море, пришлось ждать более часа. Самолет не мог вовремя вылететь из Архангельска из-за сильного ветра. Архангельской авиакомпании проволочка была особенно обидна, так как переговоры о возобновлении полетов на юг из аэропорта в Бесовце они вели долго.

«Переговоры шли четыре месяца. Партнеров из Архангельска не устраивали отсутствие гарантий. Что аэропорт будет работать завтра», - пояснил Олег Шевцов, внешний управляющий аэропорта в Бесовце.

По мнению специалистов, наш аэропорт находился в таком состоянии, что крупные авиаперевозчики предпочитали не рисковать и не открывать регулярные рейсы на Петрозаводск и из него. Авиакомпании, которые идут на риск, работая с нами, на самом деле несут очень большую нагрузку.

«Поскольку аэропорт сегодня не может гарантированно работать в течение длительного времени, авиакомпании не могут строить свои перспективные планы на коротком плече времени»,

- пояснил Шевцов.

На самолете из Архангельска прилетел в Петрозаводск один из руководителей их воздушных авиалиний, директор Виталий Шахов: «Для нашей компании это новое направление. И мы давно думали о том, чтобы связать два региона – Архангельскую область и Карелию. Об этом шли разговоры на межправительственном уровне». Пока у компании оптимизма хватало. Но вот выгоду от полетов через Петрозаводск они получали небольшую: «Мы надеемся, что нам это будет не сильно убыточно, скажем так. Направление для нас новое. И определенный коммерческий риск существует». Обещали, что рейсы АВЛ из Петрозаводска в Анапу будут осуществляться до сентября. А затем из Бесовца по-прежнему будут отправляться рейсы на Череповец и Хельсинки, а также грузовые рейсы на север России. Это при условии, что у аэропорта хватит сил их обслуживать.

А вот архивные новости про другой вид транспорта. Цены на проезд в маршрутных такси летом 2002 года поражали своим разнообразием. По принципу: вчера одна цена, сегодня – другая. Все контролирующие организации утверждали, что этот процесс неуправляемый. Разобраться в ситуации не могли ни журналисты, ни власти. Создавалось впечатление, что все зависит от доброй воли и жадности перевозчиков.

Вот, например, в маршрутке №4 понизили цену на билет с 8 рублей до 7. Водители сообщили, что по 8 рублей возить невыгодно. Мало желающих ехать. Пришлось снижать. А водители машин 19-го маршрута разницы в прибыли не заметили, и в количестве пассажиров тоже, и у них цена осталась высокой.

«Я не сторонник повышения цен. Но если на бензин цены поднимают, то соответственно, билеты дорожают», - резонно заметил водитель.

В налоговой инспекции работали обычные люди. Которые, как все, ездили в маршрутках на работу. Они хоть и не вправе влиять на ценообразование частного бизнеса, но зато умеют хорошо считать. И в действиях перевозчиков усмотрели нарушение логики.

«Налоговое бремя практически на каждом маршруте одинаковое, - отметила Надежда Лукьянова, советник налоговой службы. – Это фиксированный платеж. Он уплачивается в зависимости от количества пассажирских мест в транспортном средстве. То есть предприниматели на разных маршрутах уплачивают одинаковую сумму налога. Но на маршруте №22 стоимость проезда 5 рублей, а в других – 6, а «четверка» - и 7, и 8. А бензин приобретается в городе по одним и тем же ценам. То есть логическое объяснение такому росту цен отсутствует».

Не одобряли действие конкурентов и некоторые частные перевозчики, которые пытались в городе сделать прозрачную и честную схему работы транспорта. «Мне очень неприятно, когда меня люди спрашивают – как же так, почему? Ведь не каждому объяснишь, что мы этого не хотим», - сказала Надежда Бабарова, председатель Лиги частного транспорта. Она считала, что частный транспорт не отрегулирован. И никто из предпринимателей не знает, как себя вести на рынке.

В мэрии много раз пытались взять на себя организацию работы перевозчиков, но тщетно. В очередной раз это попытался сделать новый мэр Виктор Масляков. «Сегодня им принято решение о создании аналогичного маршрутного такси, но муниципальной собственности. И тогда не сможет быть монополиста, и тогда цена сама по себе упадет», - рассуждала Валентина Абрамкова, руководитель отдела по защите прав потребителей.

«Муниципальная служба – это очень долгий процесс, - с недоверием отнеслась к идее Надежда Бабарова. – И мне кажется, нецелесообразный. Всего-навсего надо перейти на путь рыночных отношений внутри самого бизнеса».

Правила игры, общие для всех частных перевозчиков, Надежда Бабарова определила так: самоконтроль, деловой оборот (то есть нормы поведения конкурентов) и деловая репутация (польза городу и жителям). Лига частного транспорта была готова предложить свою нормативную концепцию на обсуждение мэрии и всех частных извозчиков. Она предложила всем вернуться к цене 6 рублей за билет, чтобы возвратить подорванную репутацию, которая была потеряна, когда выяснилось, что кто-то из частников не соблюдает Правила дорожного движения, по этому поводу тоже скандалов хватало. Но пока частники и чиновники спорили, регулировать ситуацию приходилось простому потребителю. Который в условиях рынка просто выбирал тот вид транспорта, который ему по карману.

Таким было 23 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.