Депутат Карелии эмоционально призвал спасать село и аграриев
В парламенте Карелии ровно двадцать лет назад звучали резкие формулировки. Там обсуждали вопрос спасения села. В работе круглого стола приняли участие не только депутаты Законодательного собрания, но и фермеры, директора совхозов и агрофирм. Они считали, что главная причина, по которой сельское хозяйство республики едва сводило концы с концами – это постоянное повышение цен на энергоносители.
«Село умирает, спасайте село». Эту тему уже не раз поднимали в карельском парламенте. Посмотрите на лица присутствующих – атмосфера и впрямь как на похоронах. Эмоционально, как всегда, выступил депутат Владимир Степанов, директор Видлицкой агрофирмы: «Вот уничтожен совхоз «Олонецкий». 760 человек работающих! Уничтожен совхоз «Михайловский», который получал знамя ЦК за надои, первое место в республике держал. 350 человек! Нету. То есть тысячи человек просто нету. Ни налогов, ни продукции. Но самое интересное – получают люди пособие по безработице. Мы находим деньги, чтобы платить им пособие по безработице. Вместо того, чтобы эти деньги отдать через бюджет на дотации, и потом получить еще и назад налоги! Чудеса в решете».
За те последние десять лет, которые пришлись на девяностые годы, количество государственных предприятий в республике уменьшилось на треть. Карельская земля и без того не слишком плодородная, стала еще скуднее. Если в 1991 году на один гектар посевов вносили 15 тонн органических удобрений, то в 2001 году всего 4 тонны. Да и где их было брать, эти органические удобрения, если из 40 тысяч коров осталось 16,5 тысяч. Из 1200 лошадей – всего 200. А количество свиней в агрофирмах сократилось в десять раз.
Политика государства и жадные энергетики – вот главные причины уничтожения села. Так считали руководители совхозов, по привычке сравнивая условия работы карельских крестьян и американских фермеров. Сейчас это звучит крамольно.
«На 63 доллара в штате Индиана фермер получает на гектар сельхозугодий. А там нет зимы. И 63 доллара дотаций получает на каждый гектар. В начале года. Кроме того, дотирует его штат, федерация его дотирует. При министерстве сельского хозяйства США есть подразделение, которое занимается энергообеспечением крестьян! Специальное подразделение. И у фермера не болит голова, что он останется без электроэнергии. А мы сегодня на селе строим дом – попробуйте туда подтащить электроэнергию! Попробуйте! Черта с два. Не протащите. Попробуйте на любой участок новую технологию запустить. Не протащите! Потому что идет целенаправленная политика уничтожения крестьянина – сверху донизу», - сравнивал Владимир Степанов, и неподдельная боль звучала в его голосе.
Чтобы выжить, крестьянину и сельскому хозяйству Карелии было необходимо 250 миллионов в год, считал Владимир Степанов. В 2002 году из бюджета выделили на 100 миллионов меньше. Какой кусок из общего пирога достанется крестьянам в 2003 году – стало понятно только в декабре, когда одобрили бюджет.
В Выставочном зале на проспекте Ленина открылась выставка под названием «Плакат. Двойной визит». 70 шедевров плакатного искусства были собраны за 10 лет группой «Арт-контакт», которая занималась проведением международных выставок.
Визит в Петрозаводск этого вида современного изобразительного искусства состоялся впервые за, пожалуй, полтора десятка лет. Впервые и зрителям предлагалось увидеть в плакате нечто большее, чем просто рекламную картинку. Наиболее распространенные темы плаката – политика, спорт, театральная и кинореклама. А также связь человека и природы.
На выставке были представлены работы 8 мастеров плакатного жанра из России, Великобритании, Японии, Испании и США. Всего набралось 70 плакатов. Директор Выставочного зала, искусствовед Мария Юфа рассказала: «Преобладают экологические темы, очень злободневные глобальные проблемы. Это вода, как наследие Земли. Это равенство между людьми. Это необходимость оставить после себя прекрасную среду и жизнь, как написано в одном плакате. Это наша экология, связь человека с природой».
Плакат – это особое средство общения с многочисленными зрителями. Поэтому классические плакаты тиражируются полиграфическим способом. В отличие от произведений живописи, как правило существующих в единичном экземпляре. И все же плакат – это произведение искусства.
«Настоящий плакат, те, которые мы на этой выставке показываем, это произведения искусства, - подтвердила Мария Юфа. – На бумаге воспроизведенный тысячным тиражом плакат, он, конечно, не сопоставим с картиной, поэтому он может продаваться, мы можем его где-то купить, принести в свой дом, это нормально. Тем не менее, к нему все равно надо относиться с уважением, потому что это произведение рук художника».
Современный плакат – это сочетание дизайна, графики, фотографии, шрифта, компьютерной обработки. Были там даже плакаты в технике шелкографии – у японского художника Казумасо Нагаи. Чтобы создавать подобные образы, как у него, нужно обладать оригинальностью. А оригинальность, как написано на плакате Пола Питера Питча – это всего лишь «свежая пара глаз». И она была у каждого автора представленных работ.
Таким было 14 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.