Как трое приезжих мужиков прославили заповедный уголок Карелии
Сотрудники Водлозерского национального парка ровно 20 лет назад активно занимались строительством. Этот край, который считается карельской туристической Меккой, в период после перестройки был обречен на вымирание. Но с середины 90-х сотрудники парка начали не только активно сохранять его уникальную природу, но и возрождать духовное наследие деревни, вовзвращать в нее местных жителей. Одно из самых больших озер Карелии – Водлозеро отличается от других озер тем, что в нем два водяных царя. Один водяной – Ильинский, живет недалеко от Колгострова. А на самом острове стоит Ильинский же погост. Церковь Ильи Пророка была построена здесь в конце 18 века на месте языческого капища. И считается особо почитаемой в этих краях. Так уж повелось, что на Ильинском кладбище на протяжении двух веков хоронили покойников со всего Водлозерья. Еще совсем недавно погост был забыт, церковь постепенно осыпалась, службы в ней не велись, а иконостас растащили туристы и искусствоведы. В 2000 году с благословения Владыки Мануила здесь поселился отец Нил: «Начал служить. Здесь никого не было, ни посетителей, ни прихожан – откуда. Летом появились немножко туристы. И как-то так получилось, что потом люди стали приезжать и помогать».
Впрочем, праздные туристы немало докучали отцу Нилу в его отшельничестве. Прошло всего два года, как он постригся в монахи, оставив светскую жизнь. Когда-то в Петербурге он был заметной фигурой – джаз-музыкант, яхтсмен. Лицезреть суетное любопытство мирян ему было поначалу нелегко. Слишком ярки были воспоминания прошлого.
«Если бы приезжали паломники… Туристы приезжают, чтобы посмотреть. И ничего боле. Отдохнуть, как-то провести время. А паломник – он едет с целью помолиться, причаститься, приобщиться к какой-то святыни. То есть это совершенно разные люди, понимаете? Совершенно разные отношения. Совершенно разный дух», - говорил отец Нил. Он был единственным священником, который служил в неотапливаемой церкви восьмичасовую всенощную. Возможно, благодаря его неустанным молитвам о храме вспомнили вновь. Появились иконы – новописанные и старинные, дареные. Продвигалась и реставрация церкви. И, как надеялся здешний монах, речь вскоре пойдет не только о возрождении памятника архитектуры, но и духовного наследия края. И на уединенном острове появятся прихожане. К сожалению, в августе 2003 года отец Нил был убит.
Добираться в эти края, как и встарь, приходится на лодках и катерах. Водлозерье – край, где все пути проложены по воде. Поэтому здесь так ценят любые плавсредства, а также гордятся уникальной конструкцией лодки-водлозёрки с выступающим над водой носом. Давным-давно лодки здесь шили еловым корнем без единого гвоздя. Секрет этой технологии по крупинкам восстановил мастер Михаил Наймарк, для этого ему пришлось покопаться в музеях Скандинавии, подружиться с местными жителями. Сам Михаил был родом из Москвы, учился в свое время в вузе физике. Оказался в Водлозерье и занялся шитьем лодок, можно сказать, случайно. Еще в детстве он приезжал сюда с родителями отдыхать и рыбачить. Так и стал проводить большую часть года в этих пустынных краях. Вообще, в мире на тот момент имелось всего шесть сшитых лодок. Две из них были сделаны руками Михаила.
«Начал я делать в то время, когда на гвоздях лодки стали почти не нужны. В то время подорожал бензин, начался кризис, их покупали мало, платили мало, и в качестве работы шитье лодок на гвоздях стало невозможным. В то время я и решил – дай-ка, попробую так».
Попробовал – получилось. Первую свою лодку мастер сшил за три месяца, используя лишь топор и долото. Прослужит она не меньше, чем гвоздевая – лет двадцать, уверяли знатоки. А в 2001 году он был занят шитьем северной поморской шняки, которую планировал закончить к следующей осени. Она стала самым большим в мире судном, изготовленным подобным образом – 12 метров длиной. Вмещала 12 человек или три тонны груза. Всю старинную технологию Михаил соблюдал неукоснительно. Даже смолу гнал сам из сосновых пней. Но самым сложным в своем деле он считал поиск спонсоров под эти уникальные проекты. Хотя его лодки, как утверждали этнографы, не имели цены. Водлозерье – край, где все построено из дерева. Подчас заброшенное селение можно узнать только благодаря покосившемуся кресту или заветной сосне, которым когда-то поклонялись предки. В 60-е годы водлозёрам пришлось пережить геноцид. Деревни сселялись. Из сорока осталось всего пять. Местные жители не по своей воле были вынуждены покинуть свои земли. В начале двухтысячных парк «Водлозерский» там, где невозможно вернуть жизнь, пытался сохранить хотя бы память. Начинали сотрудники парка с часовни. Как, например, в Калакунде. В начале нового века к восстановленной святыне потянулись бывшие местные жители и их дети. Возрождение еще одной деревни – Варишпельды – тоже началось с часовни. Потом появились дома, телята. А главное – жители. Третий дом на острове построил тогдашний директор парка Олег Червяков (ныне тамошний священник), мечтая поселиться в этом доме всей семьей.
«Хотелось бы, чтобы человек своей деятельностью украшал, обогащал природу, одухотворял ее – в этом главное содержание работы. Чтобы возрождались наши храмы, чтобы возрождалась вместе с ними духовность, наша культура. Оживали деревни, люди возвращались на свои места». Олег был родом из Харькова. Он приехал в эти места в поисках «края непуганых птиц», увлекшись в свое время Пришвиным. Он объездил весь Север, а остался здесь навсегда, как и предыдущие герои этого репортажа, нашедшие себя на этой земле. На земле, где травы скрывают с головой, где по дремучим лесам не ступала нога человека, где с водяным местные и сейчас заключают договор на добрый улов. И где ждут тех, кто захочет начать свой род в этом краю. И сохранить этот край для потомков.
В одной из школ Петрозаводска в 2001 году проходил конкурс семейного плаката. Тема – толерантность. Это был один из этапов Всероссийского конкурса, в котором участвовало более четырехсот школ страны, входящих в ассоциацию Юнеско. Каждый ученик школы №3, судя по плакатам, мечтал о том, чтобы люди были терпимее друг к другу. Дети «шершавым языком плаката» пытались объяснить, каким бы они хотели видеть окружающий их мир.
«Все плакаты открывают нам проблему и дают пути ее решения. Они все очень конструктивные. Мы видим, что ребенок видит проблему и пытается с ней бороться», - рассказала Светлана Дмитрук, учитель-координатор по правам человека. Организаторы конкурса поставили перед собой цель – привлечь внимание взрослых к проблемам детей, помочь им найти общий язык между собой. Каждый участник рисовал лишь то, что хотел. То, что его волнует.
«Так как это конкурс семейного плаката, то он дал возможность семье прекрасно общаться друг с другом, - отметила Светлана Дмитрук. – В процессе творчества находить новые точки соприкосновения. Конкурс сплотил семью».
Каждый рисунок был снабжен эссе, где каждый мог прочесть, как проходила работа над плакатом. И почему выбрана та или иная тема. Победителей должно было определить голосование зрителей. Каждый зритель мог в нем поучаствовать. Работы победителей должны были отправить в Москву, где конкурс продолжился.
Таким было 4 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.