Более пяти сотен работников из Карелии решили сократить
Петрозаводское отделение железной дороги ровно 20 лет назад вновь коснулось сокращение. Недовольство сотрудников закипело и выплеснулось в прессу, куда просочилась жуткая цифра — 1800 человек. Однако, по данным заместителя начальника Петрозаводского отделение ОЖД Виктора Молодцова, эти слухи сильно преувеличены, и сократят не 1800 человек, как писали некоторые СМИ, а 549 сотрудников.
Начиная с 1989 года, это было далеко не первое сокращение. Местное отделение железной дороги за этот срок уволило четыре тысячи сотрудников, но делало это постепенно, а потому не очень болезненно.
Как сообщили в администрации Петрозаводского отделения ОЖД, нынешнее сокращение было вызвано переводом производства на новые технологии. Ожидалось, что через два года на всем протяжении от Мурманска до Свири железнодорожные составы будут двигать только электровозы. Внедрение новых, более удобных, экологически менее опасных и мощных локомотивов потребовало сокращения обслуживающего персонала, так как новая техника требовала немного кадровых затрат.
По словам Виктора Молодцова, слухи о тысячных сокращениях на его производстве сильно преувеличены. Сокращению должны были подвергнуться всего 549 человек, 90 из которых представляли управленческий аппарат. На качестве услуг, по заверению руководства, это никак не скажется. Основного состава — рабочих лошадок железной дороги в лице машинистов, их помощников, электромонтеров, электромехаников, монтировщиков и всех, кто непосредственно занят на перевозках — сокращение не коснется. Впрочем, железная дорога оставалась по-прежнему одним из стабильных предприятий. Даже сотрудники, попавшие в число сокращаемых, получили ряд гарантий от своего производства.
По известию о сокращении сотруднику давалось не привычных два, а три месяца. Работникам предпенсионного возраста начисляли выходное пособие в размере девяти минимальных окладов. Как бы то ни было, железнодорожный транспорт был и оставался наиболее популярным видом перевозок. По сравнению с автомобильными, водными и авиа- перевозками, железнодорожные составляли тогда 70% грузовых и 90% пассажирских от общего числа перевозок вообще. Грядущее сокращение, как заверили тамошние железнодорожные начальники, не отразится на качестве услуг и востребованности железнодорожного транспорта. Тем более, что он тогда по-прежнему оставался одним из дешевых. Билет до Питера в плацкарте обходился в 70 рублей. Для сравнения — городское такси в один только конец города возьмет с клиента не менее тридцати.
О других дорогах — не железных, а автомобильных. В нескольких километрах от Питкяранты летом 2000 года прогремел взрыв. Мирный. Это строители взрывали скальную породу, чтобы продолжить выпрямление участка трассы между 137 и 140 километрами дороги Олонец-Сортавала. Груда камня — все, что осталось от скалы после первого взрыва. Причем, взрыва направленного. Большое мастерство нужно было проявить специалистам Мурманского управления взрывных работ, чтобы эта каменная россыпь объемом 250 кубометров легла прямо у основания уже подготовленного к работе участка дороги. После очередного взрыва сюда добавилось еще 400 кубометров скального грунта. Заказчиком этого объекта был Дорожный комитет РК. Работы вел производственно-строительный кооператив «Строитель».
Механик участка Александр Курганский показывал: «Нулевая отметка берется за основание. От нее начинается отсыпка дорожного полотна. От нулевой отметки вон до той горы будет подъем 11 метров. Это все нужно отсыпать. Мы выпрямляем дорогу. Потому что по этим «американским горкам» очень много поворотов, опасных спусков, подъемов, что затрудняет движение транспорта, создает аварийные обстановки. Особенно в зимний период». Вот этот очень сложный, аварийный участок, который шутя называли «американскими горками», протяженностью в три километра, и предстояло выпрямить. Работали тут круглые сутки вахтовым методом. Строители должны были в 2000 году разработать выемки и отсыпать земляное полотно. Это около 70% от всего объема работ. А завершить участок дороги Олонец-Сортавала планировали в следующем году.
Взрывы и выстрели гремели и в выходные с утра на стадионе «Юность». Причем, тоже мирные. А также слышалось конское ржание и доносился аппетитный аромат гречневой каши с мясом. Так «армия Наполеона» проводила маневры. В них участвовали петрозаводские и питеркие члены исторических клубов, которые специализировались только на истории французской армии определенного периода.
В Петрозаводске «Наполеоновская армия» раскинула лагерь впервые. Раньше местные любители исторических реконструкций ездили по всей стране вместе со своими единомышленниками из других городов, чтобы сразиться на поле брани с противником. Противник обычно — это «полки Кутузова». Вопрос — тяжело ли воевать на русской земле за победу французской армии — не смутил лейтенанта Удино, который проводил маневры: «Во-первых, очень нравится французская армия. Она была очень интересная, взаимоотношения между людьми были хорошие. Тот дух, который там был — героизма, отваги, он был очень специфичен. Мне французская армия чем-то роднее. Весело там! Пить вино, ухаживать за красивыми женщинами. В промежутке между этим героически сражаться. Это прекрасно!» Резонное возражение — и наши, вроде, были не прочь покутить и разбить при этом на голову Наполеона — тоже не обидело собравшихся. «Все союзники всей Европой наломали бедным французам. Ну что делать... сила солому ломит, как говорится».
Лейтенант Удино — не вымышленный персонаж, а реальный. В миру это школьный учитель Константин, он занимался исторической реконструкцией к тому времени уже 15 лет. Эти временные рамки — не предел. Есть целые династии, которые выезжают на поля сражений всей семьей, состоящей из трех поколений. К нам в город бойцы 46-го линейного полка из Питера прибыли не впервые. Их здесь любили и принимали с удовольствием на праздниках, где «французы» азартно демонстрировали свои умения и премудрости, которым они обучались на таких вот маневрах.
В июне несколько человек из Военно-исторической ассоциации Петербурга побывали в Италии, где сражались с «австрийцами». Говорят — погодные условия на Родине все же лучше: «Был проливной дождь, мы по колено в грязи в этой Италии кувыркались. Всех разбили, но тем не менее было мокро, грязно и ужасно сыро». Местные вояки, которые сражались и в 46-ом линейном и в 4-ом гусарской полку, пользовались большим уважением у коллег из других городов. Считалось, что лучшие кавалеристы — это москвичи и петрозаводчане.
На футбольном поле «Юности» звучало: «Господа, мы имеем честь атаковать вас». Имели честь пригласить господ и помочь в организации французского стана сотрудники отдела по делам молодежи мэрии. Кормили их просто, по-военному: щи да каша (денег город выделил немного). Лошадей предоставил Конно-спортивный комплекс, палатку — воинская часть. А охраняли ее сотрудники УВД. Но это только тогда, когда «пехоты» и «кавалерии» не было дома. Жалко, что зрителей в субботу было мало, потому что рекламы события не было никакой. Так что ни чепчиков в воздухе, ни восторженных женских глаз, ни букетов бравые вояки не увидели.
Таким было 24 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.
Фото: 53news.ru