Автор известной музыки к кинофильмам приехал на гастроли в Карелию
В Петрозаводске ровно 20 лет назад прошел единственный концерт композитора Андрея Петрова, известного широкой публике по работе с кинорежиссером Эльдаром Рязановым. Но мало кто знал, что тогдашнему гимну России, а это была «Патриотическая песня» Михаила Глинки, придал окончательное звучание именно Андрей Петров. Кстати, слова к этой музыке так официально и не были одобрены. У нас с 1990 года был безмолвный гимн вплоть до декабря 2000 года, когда вернули музыку Александрова, а новые слова написал Сергей Михалков.
Андрея Павловича журналисты застали на репетиции в филармонии. Он специально приехал заранее, чтобы подготовиться к выступлению вместе с оркестром. Кстати, высокий уровень нашего симфонического оркестра композитора не удивил. Ничего другого от Карелии он и не ждал.
«Я ваш оркестр знаю давно, - признался маэстро. - Потому что тут проходили мои авторские концерты. Этот оркестр традиционно на высоком уровне. И всегда во главе его стояли замечательные дирижеры». Вместе с тогдашним главным дирижером оркестра Олегом Солдатовым Андрей Павлович репетировал музыку из фильма «Синяя птица», балета «Сотворение мира», а также концерта для фортепьяно с оркестром, который был написан им незадолго до гастролей. Впрочем, широкая публика знает Андрея Петрова по музыкальным произведениям, которые он подарил фильмам своего друга Эльдара Рязанова. А вообще он написал музыку более чем к 70 картинам, так что друзей у него великое множество.
«Как бы я в большом кругу своих друзей. И музыкантов, и слушателей. И всех, кто способствует проведению фестиваля», - говорил маэстро. Фестиваль так и назывался «Андрей Петров в кругу друзей». Он проходил в нескольких городах России, в том числе и у нас. Именно этот композитор дорабатывал музыку к тогдашнему гимну страны. Но не только поэтому Андрею Павловичу была небезразлична его судьба. «Все склоняются к тому, чтобы вернуть музыку гимна Советского Союза, но я считаю, что это далеко не лучшая идея, потому что все-таки это был сталинский гимн», - высказал он свою принципиальную позицию. Композитор считал, что в русской классической музыке есть мелодии, которые можно было бы взять за основу гимна. Среди них «Славься!» Глинки и «Тема богатырских ворот» Мусоргского.
В 2000 году в Национальной библиотеке было запланировано обследование чердачных перекрытий, после которого можно было говорить о капитальном ремонте. Но обследование из-за финансовых трудностей не было произведено. И в библиотеке начал рушиться потолок. Крыша там текла часто, даже сразу после ремонта — вот, к примеру, свидетельство из 1995 года. Да и других проблем хватало, из-за старой электропроводки чуть не вспыхнул пожар в 1999 году. И вот новая напасть! Библиотеку посещало гораздо меньше человек, чем обычно — этого требовали аварийные условия. Местные сотрудники беспокоились, как бы от лишнего колебания воздуха на головы читателям не свалился потолок. Первый пласт штукатурки осыпался в отделе Интернет за две недели до этого. Технику к тому времени оттуда уже вынесли, предчувствуя беду. Все знали, что на потолок надежды никакой. Предотвратить его «упадок» не могло и чудо.
Заместитель директора по АХЧ Николай Белов пояснил: «Конструкции уже старые. Перекрытия уже тоже старые. Нужно обследовать и ремонтировать, предотвратить — нет». Капитальный ремонт требовал капитальных вложений. У министерства культуры таких денег не было. Иногда по слезным мольбам библиотеке выделяли суммы на текущую кровлю. А косметический ремонт Николай Васильевич делал сам за счет небольшой прибыли, которую давало книгохранилище: «На этот год планировалось капитальное обследование чердачных перекрытий. Но из-за финансовых трудностей оно не было произведено. Его должны были производить хоз.объединения министерства культуры».
Погода тем временем окончательно подточила дряхлый организм книгохранилища. Теперь, когда отмахнуться от библиотекарей стало невозможно, министерство организовало комиссию, которая должна была дать ЦУ — как жить дальше. Но с конкретными предложениями, а главное с деньгами в министерстве не спешили. «Честно говоря, как-то неспокойно сидеть тут рядом, - задумчиво говорила библиотекарь Елена Захарова, глядя в потолок. - С этими подпертыми потолками даже страшновато. Потому что выхода-то у нас никакого нет. Если начнет что-то сыпаться, то мы, наверное, уже тут и останемся».
«И на 2001 год таких затрат не предусмотрено, - «обнадежил» Николай Белов. - Но вот сейчас предаварийная ситуация, может быть, что-то нам и выделят». Тем не менее студенты, несмотря на устрашающие объявления, трещины и потеки на сводах продолжали библиотеку посещать: «Народ все равно идет, народ ничего не боится. Им надо учиться, и они идут к нам активно». Надежда на то, что крупнейшую библиотеку на Северо-западе не закроют, была призрачна. Ведь все 40 лет со дня существования она толком не ремонтировалась.
Таким было 2 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото intalent.pro)