31 января 2013, 16:12

Потому что он «политический тяжеловес»

Потому что он «политический тяжеловес»

Андрей Бусыгин приехал в столицу Карелии, чтобы лично увидеть, во что вылилась ситуация с новым назначением. Напомним, в прошлый четверг стало известно, что музей «Кижи» возглавит Андрей Нелидов.

Сегодня утром Андрей Евгеньевич встречался с коллективом музея «Кижи», а также с Эльвирой Аверьяновой, теперь уже бывший директором музея, и принес ей свои извинения за то, что «отставка» человека, который сумел долгое время сохранять и развивать вверенное ей хозяйство, произошла именно в такой форме — по телефону. На встрече с коллективом он извинялся за другое — что само назначение стало неким «сумбурным» решением, о котором заранее не было ничего известно.

Днем Андрей Бусыгин общался с прессой. Однако, вопреки ожиданиям, конкретики в его ответах было мало. Преобладал такой: вскоре, а именно до 17 февраля, в Петрозаводск обещал приехать министр культуры России Владимир Мединский, и он лучше знает ситуацию, так как на многих совещаниях по этому вопросу он, Бусыгин, лично не присутствовал и говорить за министра не может, поэтому, дескать с министра и спрашивайте.

Впрочем, он подтвердил информацию, что это назначение — это решение «экспериментальное», и потому было решено произвести подобный эксперимент именно над столь знаковым музеем, что он — один из самых «защищенных» в стране. Дескать, на него распространяется и федеральное законодательство, и гриф ЮНЕСКО, и других весомых организаций, и ни один директор не сможет нанести ему сколько-нибудь существенный урон.

Замминистра показал себя отличным дипломатом, который умеет не говорить, ни да, ни нет, но из его слов можно было понять, что если решение принято, приказ подписан, то отменять его уже никто не будет, сколько бы не протестовала общественность. «Дадим новому человеку поработать», — вот лейтмотив высказывания. Дадут поработать до осени, а там посмотрят, исходя из сообщения, что к осени нужно будет представить на суд минкульта и прочих заинтересованных организаций концепцию развития музея. Также можно было понять, хотя конкретно замминистра на вопрос так и не ответил, что в Устав музея не будут внесены изменения (чтобы выбирать директора на конкурсной основе), дескать это нецелесообразно.

Эльвире Аверьяновой от имени министерства культуры России предложено стать консультантом по вопросу реставрации памятника, впрочем, это вызвало недоумения в самом коллективе музея (ведь она не реставратор), и еще не известно, как отреагирует на предложение сама Аверьянова, глубоко задетая этой ситуацией.

Больше всего журналистов поразила то ли незнание предмета, то ли лукавство Бусыгина. А именно: назначать на подобную должность, согласно Единого квалификационного справочника, который вообще-то является законом, могут только человека, который провел на музейной работе не менее пяти лет. Андрей Нелидов такого опыта работы не имеет. Бусыгин сообщил, что думает, что это норма носит рекомендательный характер и не является обязательной. В таком случае, чем же руководствовалось министерство, когда одобряло кандидатуру?, — спросили собравшиеся. «Это опытный руководитель, «политический тяжеловес», об успехах которого известно», — был ответ. Оказалось, впрочем, что перечислить конкретные успехи замминистра затруднился. Это сделали за него. Оказалось, что Нелидов, когда говорил в Москве об успехах, имел в виду три вещи: его руководство БОПом, проект «Пудожская Ривьера», а также газификацию Приладожья.

Также Андрей Бусыгин дал понять, что разделяет опасения своего непосредственного начальника в том, что активный протест, якобы, подогревается политическими силами. Кто навел на эту мысль минкульт, остается только гадать.

Какова же концепция работы музея сегодня? Как пойдет работа вплоть до осени, пока не соберется Координационный совет при минкульте по этому вопросу? Ответ замминистра: «Коллектив опытный, он и так знает, как работать. Пусть Нелидов руководит этими наработками».

На пресс-конференции также выступили и министр культуры Карелии Елена Богданова, заявив, что приказы хоть и не обсуждаются, но, по ее мнению, на этом месте должен работать профессионал, а также председатель Общественной Палаты РК Наталья Вавилова, сообщение которой вызвало даже аплодисменты: «Пока власть не слышит общественность, мы всегда будет получать социальный конфликт». Также Вавилова предложила собраться и обсудить на Общественной Палате России кадровую политику в отрасли, потому что оказалось, что минкульт не работает в этом направлении. Даже сам Бусыгин признал, что на должности директоров театров не идут специалисты, и заменить пожилых руководителей просто некем. Посему выходит, что любой «политический тяжеловес», ушедший с большой сцены, может оказаться в кресле руководителя учреждения, в работе которого мало что смыслит.

Напоследок представители общественности попросили Андрея Евгеньевича принять к сведению, что так не оставят эту ситуацию и будут «бороться до конца». Он же посоветовал действовать так, чтобы борьба не привела к тому, что от Кижей не останется ни бревнышка.