В воскресение вечером, когда некоторые наши читатели всей семьей смотрели КВН, на СТС вышло новое шоу «Центральный микрофон». Но не волнуйтесь — эта статья не про очередные достижения творческой группы «Аура». Представителей Карелии в этом шоу нет. Возможно, пока нет. Мы остановились на этом шоу совершено по другой причине: оно презентует широкой российской публике такое направление в юморе, как stand-up. При этом помогать российским юмористам (юмористы очень душное слово, но шутники еще душнее) в представлении нового жанра будут западные коллеги, среди которых даже Дилан Моран.
Естественно, мы, как своеобразная школа юмора, не могли пройти мимо этого жанра. Чтобы понять азы, мы обратились к учебнику Джуди Картер «26 дней». Вообще, это некий монолог. Для построения шутки в этом жанре необходимо выбрать тему, выразить свое отношение к ней: пугает Вас что-то или кажется странным. Добавить личный жизненный опыт, цинично пошутить над ситуацией, изобразить на сцене, как это всё происходило. Смешать тему с чем-то далеким и снова изобразить получившийся коктейль. Джуди дает те же советы, что давали мы в своих заметках.
Следите за актуальными новостями и темами, но не злоупотребляйте ими. Рассказывайте о себе, и чем более убогий Вы человек с несчастливой судьбой, тем больше у Вас шансов добиться успеха в юморе. Импровизируйте, но помните: любая импровизация должна быть подготовлена. Чувствуйте зрителя и общайтесь с ним.
В stand-up главное, наверное, даже не столько юмор, а позиция выступающего по тому или иному вопросу. Поэтому в России вместо западного stand-up популярен отечественный sit down. Отношение к той или иной проблеме русский человек чаще всего выражает, сидя ночью с друзьями на кухне или случайным попутчикам в автобусах и поездах. Нередко перемежая свою речь шутками и матами. Именно поэтому, если применить вышеописанную схему к русским реалиям, то больше всего на неё смахивает спектакль «Квартета И» «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Такой коллективный stand-up, который лег в основу фильма: «О чем говорят мужчины». А ещё подходит Гришковец с некоторыми его моноспектаклями. И если кто-то мне скажет, что это не stand-up, потому как там нет импровизации, посмотрите ранние спектакли «Квартета И», в которых импровизации полно.
С другой стороны отметим, что и западные комики не всегда придерживаются вышеописанной схемы, проявляя в этом свою индивидуальность. Прославленный Джимми Карр может заменить отбивки, которые бы были в КВНе, своим неестественным смехом. А Джордж Карлин очень похож на нынешнего Михаила Жванецкого, в том смысле, что этот мощный старик почти не шутит, а выдает на гора какие-то свои полуостроумные наблюдения и критику всего, совершено не заботясь, чтобы зритель смеялся не только из пиетета. И все боятся об этом заявить, потому как это не понимают его юмор только люди недалекие, и вообще — это не принято. Человек, конечно, уважаемый, но шуток у него нет. Я сейчас не знаю, про кого говорю, про Жванецкого или про Карлина. Эти слова подходят к обоим. Разница в том, что один покрывает всех матом, а второй читает с листочков. Элементы этого американского искусства можно найти и у Задорнова, особенно в тот период, когда он ругал американцев, а слово сатирика было важно в обществе – сатирик был трибуном.
В общем stand-up многообразен, ведь в нём главное личность, каждый хороший стендапер всегда уникален, именно этим он и хорош. Он не стесняется рассказывать о своих проблемах. Есть СТЕРЕОТИП, что западные комики часто используют мат. Но, во-первых, это эмоции и матерящемуся человеку больше веришь. Ну не может человек, уронив на ногу телевизор, сказать: «ах ты боже мой, какая незадача» (а с тем кто желает поспорить, могу встретиться и уронить ему на ноги пару предметов). Во-вторых, есть очень интеллигентные, например, Билл Бейли, которые на своих концертах говорят совершенно культурно.
И нельзя сказать, что русский и западный юмор чем-то кардинально отличаются. Как мне кажется, основой stand-up всё же являются открытые микрофоны, вечер в том или ином кафе или клубе, где каждый желающий повеселить друзей или совершенно незнакомых ему людей имеет право выйти на сцену и на несколько минут привлечь внимание аудитории. Не надо собирать команду и проходить редактуру, как в КВНе, не надо делать двухчасовой концерт. Выходи на сцену и шути, а публика уже рассудит, чего ты стоишь. Открытые микрофоны регулярно проходят в Москве, Питере, Омске, где развивается stand-up движение. И было бы полезно организовать подобное мероприятие в нашем городе. Чтобы каждый из заочных слушателей нашей «щколы» мог попробовать свои силы, ведь практика куда важнее теории. И это касается не только stand-up, но и юмора в целом, да и любого обучения.
Ну а как пример сегодня мы не могли не поставить небольшой кусок из выступления Дилана Морана.