Эссойльским врачам урезали зарплату с нарушениями трудового законодательства
Медицинские работники подают иски в суд
Представьте ситуацию: приходите на работу, а там «обухом по голове», дескать, отныне ваша зарплата будет урезана вдвое. При этом вы не в шарашкиной конторе работаете, ночами вагоны разгружая, а трудитесь в государственном учреждении по специальности, которой учились много лет.
Нечто подобное произошло в Эссойльской врачебной амбулатории, где приказом Пряжинской ЦРБ медицинскому персоналу существенно урезали заработную плату, предложив подписать дополнительное соглашение. Несмотря на то, что многие медицинские работники отказались выполнить «предписание» центральной районной больницы, вместо обычной зарплаты они получили «подачку». Теперь в амбулатории гадают, как на нее прожить и не пора ли искать работу в другом месте.
Приказано урезать
Добравшись до Эссойлы, мы прямиком направились в кабинет заведующего Эссойльской врачебной амбулатории, врачу высшей категории Валерию Петрову. Заслуженный врач Республики Карелия даже не пытался скрыть своего возмущения от того, через что пришлось пройти коллективу этого медицинского учреждения.
- Мы являемся государственным бюджетным учреждением Республики Карелия. Но такое чувство, что трудовое законодательство на нас не распространяется. В марте этого года Пряжинская ЦРБ издала приказ, который значительно ухудшает материальное положение сотрудников амбулатории. У участковых врачей зарплата снизилась на 15 тысяч рублей, а у участковых фельдшеров на 8 тысяч рублей, - рассказал Петров. В целом, по его подсчетам, сокращение заработной платы составило от 15 до 80 процентов.
С заведующим амбулатории тоже не церемонились, урезав его зарплату больше, чем на половину.
По словам Валерия Петрова, скандальный приказ Пряжинской ЦРБ, датированный 4 марта 2014 года, дошел до Эссойлы к 15 марта. Затем в эссойльскую амбулаторию стали приходить дополнительные соглашения, предусматривающие снятие и сокращение различных стимулирующих выплат. Естественно, подписали подобный документ не многие.
Поразительно, но приказ администрации Пряжинской ЦРБ не подкреплен соответствующим документом карельского Минздрава. Приказа об отмене стимулирующих доплат нет. Напротив, существует письмо из Минздрава, где рекомендуется эти доплаты ввести в тариф, то есть они должны быть сохранены, - сказал Петров. Однако, невзирая ни на какие аргументы, за апрель работники эссольской амбулатории получили подвергшуюся незаконному секвестру зарплату.
Мы - не рабы, рабы — не мы?
Но больше всего людей обидело даже не то, что у них отняли существенную часть зарплаты, а неуважительное отношение к коллективу амбулатории со стороны руководства районной больницы.
- Нас что и возмущает, что никто с нами не разговаривает, никто не объясняет ситуацию. Администрация Пряжинской ЦРБ, видимо, считает нас последними идиотами, - сказал Валерий Петров.
Только после того, как в различные инстанции, в том числе и на сайт президента России, пошли возмущенные письма эссойльских медиков, до встречи с коллективом эссойльской амбулатории администрация пряжинской больницы все же снизошла. «Но они ни на один вопрос толком ответить не смогли», - сказал руководитель амбулатории. Единственное внятное объяснение связано с тем, что Пряжинская ЦРБ накопила долг в 12 миллионов рублей. Но при чем здесь зарплаты?
- Нужно спросить у руководства нашей республики, почему нарушаются майские указы российского президента, которые предусматривают постепенно повышение зарплаты, а не ее значительное уменьшение. Или Карелия — другая страна? Мы ничего не просим, мы хотим, чтобы на территории республики соблюдались законы, - не смог сдержать эмоции заслуженный врач Карелии.
Урезали зарплату медицинским работникам, рассказали в эссойльской амбулатории, по всему Пряжинскому району. Люди утверждают, что даже в вопросе сокращения стимулирующих выплат ситуация выглядит довольно странно.
Эссойльские медики узнали у своих коллег, что в других амбулаториях сокращение прошло по более мягкому варианту, а администрация Пряжинской больнице себе и вовсе не стала снижать зарплату, видимо, рассматривая долг в 12 миллионов рублей как достойный финансовый итог.
В Эссойле жесткое к себе отношение люди объясняют элементарной местью. Ведь к работе придраться сложно, амбулатория выполняет плановые показатели на 120%. Сотрудники амбулатории убеждены, что их наказывают за попытки отстоять свои права. Вот и на сей раз люди не смолчали, а стали подавать иски в суд.
На стороне работников эссольской амбулатории и Государственная инспекция труда в РК. После проверки, проведенной в Пряжинской ЦРБ, в трудовой инспекции пришли к выводу, что приказ от 4 марта нарушает Трудовой кодекс и подлежит отмене.
Как зафиксировано в официальном ответе, администрация Пряжинского ЦРБ допустила и другие нарушения трудового законодательства. «Рассматривается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности», - говорится в ответе из трудовой инспекции.
В мертвой петле
Урезать зарплату ухитрились и тем, у кого, казалось бы, уже и сокращать нечего.
- У меня и так была зарплата 13 тысяч рублей, сейчас я получил 11 тысяч рублей и в следующем месяце обещают еще уменьшить до 9 тысяч рублей, – рассказал водитель службы квартирной помощи Иван Тергоев. – Приходиться ездить на машине, которой уже восемь лет. На днях у нее дверца отвались. С запчастями туго, сами запчасти покупаем, потом, правда, нам деньги возвращают. По словам Ивана Тергоева, в суд он подавать не будет.
- Да я недавно тут работаю, только четыре года, - объяснил он свою покладистость в денежном вопросе, что нынче встретишь разве что у терпеливых сельских жителей.
Лариса Петрова, участковый терапевт и рентгенолог, отработавшая в Эссойле 28 лет, не намерена мириться с происходящим.
- У нас очень большие участки, плановые показатели всегда перевыполняются. По посещению больных я уже выполнила план на 9 месяцев. Но несмотря на это, произошло резкое снижение зарплаты. Это просто убивает, - сказала она. По ее словам, сокращение зарплаты администрация пряжинской ЦРБ объясняет тем, что в больнице нет средств. «Причем персональные коэффициенты, влияющие на выплаты, снизили не всем, а тем, кто жаловался. Ужасная ситуация», - считает врач. Если ничего не изменится, то Лариса Петрова намерена выйти на пенсию.
У медицинской сестры физиопроцедурного кабинета Маргариты Гусаровой зарплата грозит сократиться на треть.
Все кредиты набрали, о снижении зарплаты никто толком нас не предупредил, как теперь жить, не знаю. Вроде как государство поднимало, поднимало зарплату медикам, а теперь раз, и все сняли. Нам объяснили, что больница — банкрот. Я не знаю, как жить, - сказала она.
– Да, нам сказали, что больница — банкрот. А почему она стала банкротом, нам не сказали, - вмешалась в разговор участковый терапевт Надежда Трофимова, зарплата которой тоже попала в «мертвую петлю». - Может быть, если бы с нами по-человечески поговорили, объяснили, попросили немного продержаться, люди бы наверняка пошли навстречу.
Но в администрации Пряжинской ЦРБ, видимо, решили, что не «барское это дело» с простолюдинами общаться. Специалисты из Эссойла не скрывают, что все чаще стали задумываться, как бы перебраться в город.
Сто лет - один ответ
Как такое вообще возможно? Совсем недавно карельский министр здравоохранения и соцразвития Валентина Улич победно докладывала на заседании карельского правительства о улучшении материального уровня медицинских работников, акцентировав внимание на том, что острый дефицит кадров наблюдается на селе. Но с таким подходом к сельской медицине, в поселках республики врачей скоро вообще не останется.
Может быть, в карельском Минздраве утратили контроль над ситуацией и не в курсе, что происходит у них под носом? Но Пряжинский район — это ведь не Муезерка, сюда можно в течение рабочего дня скатать на служебном автотранспорте. Хотя бы ради того, чтобы почувствовать, как это бывает, когда вдвое, не особо церемонясь и заморачиваясь нормами трудового законодательства, урезают зарплату.
В Эссойле рассказали и о других странностях. 1 ноября 2014 года врачебная амбулатория должна отметить свой 100-летний юбилей. На ремонт было запланировано 3 миллиона рублей, но деньги где-то растворились.
Администрация и депутаты Эссойльского сельского поселения еще в феврале 2014 года направили в Минздрав Карелии запрос, пытаясь выяснить судьбу денег, но ответа пока не дождались. Не исключено, что в карельском Минздраве решили, что 100 лет — это слишком, столько не живут?